Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 05 апреля 2022 года
Судья Мантуровского районного суда ФИО1 <адрес> Е.Е. Никольская,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес> ФИО1 <адрес>, проживающего по адресу: ФИО1 <адрес>, холостого, гражданина РФ, работающего ООО БВК «Гобол», ранее не привлекавшего к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Мантуроского районного суда ФИО1 <адрес> имеется дело в отношении ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и протокола об административном правонарушении, ФИО3 привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории ФИО1 <адрес>, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут ФИО3 находился в магазине «Околица» расположенном по адресу: <адрес> ФИО1 <адрес>, в нарушение пп. «в, г» п. 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п. 20.2 ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О введении режима повышенной готовности» (в редакции ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №РГ), находясь в месте массового скопления, пребывания людей, не обеспечила ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов, повязок), тем самым нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание ФИО3 не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела была своевременно извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
С учетом изложенного, считаю возможным рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствие ФИО3, так как ее присутствие по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не является обязательным.
При составлении протокола об административном правонарушении, а также в ходе производства по делу об административном правонарушении, что следует из объяснений, ФИО3 свою вину в совершении административного правонарушения признавал, указывая, что при посещении ДД.ММ.ГГГГ магазина «Околица», расположенного в <адрес> ФИО1 <адрес>, находилась без маски.
Исследовав и оценив материалы административного дела, прихожу к следующему.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подпунктами «а1» и «а2» пункта «а» ст. 10 названного Закона - Правительство Российской Федерации принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила Правительством РФ были приняты и утверждены его постановлением ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п/п. «б» п. 3 указанных Правил - при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
В силу п/п «г» и «д» п. 4 данных Правил - при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Кроме того, пунктом 1 данных Правил установлено, что граждане и организации обязаны выполнять не только решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, но и должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым, в силу указанных норм относятся и решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указанная норма согласуется и со статьей 11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и, в частности положениями подпунктов «а», «м», «у», ф» части 1 названной статьи, предоставляющими органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, принимать решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, и введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг на территории ФИО1 <адрес> в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации вследствие существующей угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен режим повышенной готовности, которым также установлены правила поведения.
Пунктом 20.2 указанного ФИО1 <адрес> в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть в редакции, действующей на отраженную в протоколе об административном правонарушении дату совершения административного правонарушения, установлена обязанность граждан обеспечить ношение средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов, повязок) в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
На дату поступления дела об административном правонарушении в суд (ДД.ММ.ГГГГ), указанная обязанность граждан ФИО1 <адрес> по соблюдению масочного режима была закреплена в п. 4 названного ФИО1 с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ №-рг.
Вместе с тем, ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рг в вышеуказанное ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №-рг внесены изменения и пункт 4, устанавливающий ранее обязательность соблюдения гражданами масочного режима, изложен в новой редакции, которая по своему содержанию исключает ранее установленную обязанность граждан по ношению средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов, повязок) в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, а использование средств индивидуальной защиты органов дыхания сохранено в качестве меры рекомендательного (необязательного) характера.
Таким образом, приведенные выше нормы пункта 20.2 означенных правил обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, изложенных в ФИО1 <адрес> в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО3 к административной ответственности, устанавливающие требования, за неисполнение которых в отношении ФИО3 возбуждено производство по настоящему делу об административном правонарушении, утратили силу.
Внесенные изменения в ФИО1 <адрес>, фактически исключающие из нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, правовых норм, закрепляющих определенные им правила поведения, касающиеся обязательности ношения гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания в установленных местах, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вновь принятое ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <адрес>, как улучшающее положение лица, привлекаемого к административной ответственности, имеет обратную силу.
Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (вопрос №).
При таких обстоятельствах считаю производство по делу в отношении ФИО3 прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и руководствуясь п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении ФИО2 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в ФИО1 областной суд через Мантуровский районный суд ФИО1 <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья /подпись/ Е.Е. Никольская