Судья: Демидова Т.Н. № 21-802/2021
РЕШЕНИЕ
г. Самара 01 июля 2021 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Туристическая база «Чародейка» Треленберг Н.В. на решение судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 09.04.2021, которым постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 за №390/ДЛХ от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ООО «Туристическая база «Чародейка», оставлено без изменения, а жалоба юридического лица ООО «Туристическая база «Чародейка», без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № 390/ДЛХ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 от 03.12.2020 юридическое лицо ООО «Туристическая база «Чародейка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, директор ООО «Туристическая база «Чародейка» Треленберг Н.В. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с жалобой.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 16.12.2020 жалоба директора ООО «Туристическая база «Чародейка» Треленберг Н.В. на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении направлено для рассмотрения по подведомственности в Ставропольский районный суд Самарской области.
Решением судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 09.04.2021 постановление должностного лица от 03.12.2020 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, директор ООО «Туристическая база «Чародейка» Треленберг Н.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица от 03.12.2020 и решение суда от 09.04.2021 и прекращении производства по делу.
Изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании защитника ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, возражения ФИО5 – представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности, заслушав пояснения свидетелей ФИО6, ФИО7 прихожу к следующему выводу.
В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в самовольном занятии лесных участков, то есть активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий; - в использовании лесного участка без специальных разрешений, которое выражается в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков.
При этом обязательным условием для применения данной правовой нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках. Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
В статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых отнесен принцип платности использования лесов.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся к государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований предоставления лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: - решение уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; - договор аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; - договор безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу статьи 9 Лесного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов в Российской Федерации является платным.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в ходе патрулирования территории лесного фонда 27.10.2020 в 14 часов 30 минут, установлено, что к территории, принадлежащей на праве собственности и используемой ООО «Туристическая база «Чародейка» с кадастровым номером <данные изъяты>, пригорожен забором из профильного листа и сетки-рабицы участок лесного фонда, входящий в состав участка с кадастровым номером <данные изъяты> с категорией: земли лесного фонда РФ, без специального разрешения на использование лесного участка и договора аренды лесного участка в выделе <адрес> Новокуйбышекского участкового лесничества Волжского лесничества, площадью 7188 кв.м, составляющий единое пространство с территорией ООО «Туристическая база «Чародейка» и используемой ООО «Туристическая база «Чародейка».
По факту выявленного правонарушения мастером леса Волжского лесничества ФИО7 в отношении юридического лица - ООО «Туристическая база «Чародейка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с последующим привлечением к административной ответственности.
Факт совершения ООО «Туристическая база «Чародейка» административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 16-2020/35 от 03.11.2020 года, отчетом о патрулировании от 27.10.2020 года, выкипировкой из планшета материалов лесоустройства, схемой места правонарушения, фототаблицей к отчету о патрулировании от 27.10.2020 года, справкой по расчету вреда вследствие самовольного использования участка от 27.10.2020 года, договором аренды лесного участка от 30.08.2011 года № 457/2 и другими материалами дела.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции свидетели ФИО6 (лесничий Волжского лесничества) и ФИО7 (мастер леса), допрошенные в соответствии со статьей 25.6, предупрежденные об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснили, что ими в ходе патрулирования территории лесного фонда изначально визуально выявлено, что у части забора, ограничивающего территорию ООО ТБ «Чародейка» изменилась конфигурация. С помощью GPS навигатора были установлены Х и Y координаты указанной части забора. После проверки данных координат в программе ГИС Ингео было установлено местоположение забора и площадь самовольного пригороженного лесного участка.
Оснований не доверять показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО7 суд апелляционной инстанции не находит, поскольку они логичные, последовательные, согласуются между собой, с иными доказательствами и с фактическими данными.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела и судом первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление, им дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод административного органа и судьи районного суда о наличии в деянии ООО «Туристическая база «Чародейка» состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Факт самовольного захвата юридическим лицом - ООО «Туристическая база «Чародейка» земельного участка, относящегося к лесному фонду, достоверно установлен в ходе судебного разбирательства и подтверждается объективными и допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Деяние юридического лица ООО «Туристическая база «Чародейка» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Событие и состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодексом порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем, ООО «Туристическая база «Чародейка» правомерно привлечен к административной ответственности по указанной статье.
Доводы заявителя жалобы о необоснованности привлечения к административной ответственности опровергаются совокупностью исследованных доказательств, поскольку административным органом и судом достоверно установлено, что юридическое лицо - ООО «Туристическая база «Чародейка» использует участок лесного фонда РФ без специального разрешения на использование лесного участка и договора аренды лесного участка в выделе <данные изъяты> Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества, площадью 7188 кв.м, составляющей единое пространство с территорией ООО «Туристическая база «Чародейка», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств обратного, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в дело не представлено.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ООО «Туристическая база «Чародейка» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебных решениях.
Доводы жалобы о том, что должностным лицом не установлено место установки забора, точно не определена площадь лесного участка, не установлено кем устанавливался забор и дата его установки, не опровергают наличие в действиях ООО «Туристическая база «Чародейка» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения суда.
27.10.2020 специалисты ГКУ Со «Самарские лесничества» ФИО6 и ФИО7 при обнаружении нарушения исследовали место совершения правонарушения и установили, что к территории принадлежащей на праве собственности и используемый ООО «Туристическая база «Чародейка» с кадастровым номером <данные изъяты> пригорожен забором из профильного листа и сетки рабицы участок лесного фонда, входящий в состав участка с кадастровым номером <данные изъяты> с категорией земли лесного фонда РФ без специального разрешения на использование лесного участка и договора аренды лесного участка в выделе <адрес> Новокуйбышевского участкового лесничества Волжского лесничества, площадью 7188 кв.м., составляющей единое пространство с территорией юридического лица и используемой ООО «Туристическая база «Чародейка».
Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судом первой инстанции фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Жалоба законного представителя юридического лица на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, все доводы жалобы получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Иные доводы, на которые ссылается заявитель в настоящей жалобе, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных в рамках производства по делу должностным лицом административного органа и судьей районного суда, и несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения, поскольку новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, настоящая жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь признание состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения районного суда незаконными и необоснованными, не допущено, основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ставропольского районного суда Самарской области от 09.04.2021 и постановление № 390/ДЛХ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО3 от 03.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренным статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Туристическая база «Чародейка», - оставить без изменения, жалобу директора ООО «Туристическая база «Чародейка» Треленберг Н.В. – без удовлетворения.
В соответствии со ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд.
Судья Самарского областного суда п/п О.В. Чемерисова
«КОПИЯ ВЕРНА» Судья ____________________ (подпись) Помощник судьи Е.М. Соловьева _______________ (подпись) «___»__________ 20__ г. |