Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-86/2020 от 28.07.2020

                                                                                                                           Дело № 12-86/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вязьма                                                                                                    31 августа 2020 года

           Судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,

рассмотрев протест Вяземского межрайонного прокурора на постановление мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Зыкова А. В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 15 июля 2020 года производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыкова А. В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Вяземским межрайонным прокурором на указанное постановление мирового судьи подан протест, в котором приводится следующее. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций в случае установления фактов нарушения закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Статья 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность.

Согласно ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с пп. «б» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 в целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Указом Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 (далее Указ от 18.03.2020 № 24) на территории Смоленской области введен режим повышенной готовности.

Согласно п. 3.5 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 по 15 июня 2020 года включительно приостановлена работа объектов розничной торговли (за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих зоотовары, объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, а также розничной торговли строительными материалами, скобяными изделиями, лакокрасочными материалами, стеклом, пиломатериалами, кирпичом, металлическими и не металлическими конструкциями, обоями и напольным покрытием в специализированных магазинах, розничной торговли саженцами, рассадой, семенами, удобрениями в специализированных магазинах, продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки).

Пунктом 3.7. Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлено, что по 15 июня 2020 года включительно приостановлена деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основным (дополнительным) видом деятельности которых является деятельность по виду экономической деятельности, включенному в группу 96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты", группу 96.04 "Деятельность физкультурно-оздоровительная" (за исключением деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг) подкласса 96.0 "Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг" класса 96 "Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг" раздела S "Предоставление прочих видов услуг" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года № 14-ст.

Согласно п. 12.1 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлена обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Пунктом 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 установлена обязанность граждан использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в общественном транспорте, в том числе пригородного и местного сообщения, в такси и при посещении гражданами зданий, строений и сооружений транспорт ной инфраструктуры (автовокзалы,     железнодорожные вокзалы), остановок     (павильонов, платформ) всех видов общественного транспорта.

Вяземской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории Вяземского района Смоленской области в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

5 июня 2020 года по результатам проведения проверки межрайонной прокуратурой установлено, что на территории г. Вязьмы, вопреки требованиям, установленным ст.ст. 2, 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3.5, 3.7 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24, осуществляют деятельность ряд магазинов по ул. 25 Октября: «Мебель-центр», «LifeStyle», «Рыбалка-Охота-Туризм», «Топтыжка», «Elegant», «Подарки», «Nataly», «Канцтовары», «Sela», «Татьяна», «Ювелирный». Также осуществляет деятельность салон красоты «Акварель», расположенный по адресу: г. Вязьма ул. Восстания, д.2а.

Кроме того, перевозчиками пассажиров ИП А.Л., ИП А.В., ООО «Попутчик» вопреки п. 12.1. 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24, не соблюдаются требования социального дистанцирования, а также использования гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания при нахождении в общественном транспорте.

Свободное осуществление деятельности магазинов, салонов красоты, деятельность которых в условиях режима повышенной готовности, введенном Указом Губернатора Смоленской области запрещена, свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском, Угранском районах обязанностей по недопущению распространения коронавирусной инфекции на территории Вяземского района Смоленской области.

Несоблюдение введенных ограничительных мероприятий в условиях режима повышенной готовности влечет распространение новой коронавирусной инфекции и массовые заболевания гражданин, в том числе с летальным исходом.

5 июня 2020 года межрайонным прокурором по фактам выявленных нарушений Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 внесено представление в адрес начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства с требованием принять меры к закрытию объектов розничной торговли, деятельность которых запрещена, а также салонов красоты на территории Вяземского района, Смоленской области, а также незамедлительно организовать проведение совместных с МО МВД России «Вяземский» проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке граждан, направленные на соблюдение установленных на основании ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 12.1, 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 требований.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования в удовлетворении требований, указанных в представлении прокурора, отказано, что подтверждается ответом ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районах от 9 июня 2020 года.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При реализации возложенных на прокурора функций надзора, который включает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как государственными органами, органами местного самоуправления, так и органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; про ведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Должностные лица перечисленных выше органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок незамедлительно.

11 июня 2020 года Вяземским межрайонным прокурором направлено требование начальнику ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах о про ведении внеплановой проверки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в нарушение требований Указа Губернатора Смоленской области о введении режима повышенной готовности. Требование о проведении внеплановой проверки основано на материалах проведенной прокуратурой проверки, а также на положениях Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Однако, в исполнении требований прокурора о проведении внеплановой проверки начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыковым А.В. было отказано. Данный отказ был мотивирован отсутствием полномочий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, изданных субъектами Российской Федерации.

Отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируются положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно ст. 2 Закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ под санитарно-противоэпидемиологическими (профилактическими) мероприятия ми понимают организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В соответствии с п. 5.1 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В     силу     указанных     норм     закона     осуществление противоэпидемиологических мероприятий,     направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и их ликвидацию, входит в полномочия территориальных органов Роспотребнадзора.

Таким образом, отказ в удовлетворении требований прокурора, указанных в представлении от 5 июня 2020 года, а также в требовании о проведении внеплановой проверки от 11 июня 2020 года является неправомерным.

Указанное свидетельствует об умышленном нарушении начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыковым А.В. требований ст. 6, ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 15 июля 2020 года производство по делу об административном право нарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава указанного правонарушения, поскольку требование прокурора о проведении внеплановой проверки не соответствует п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, а также тем, что в компетенцию ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском, Угранском районах не входят полномочия по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, изданных субъектами Российской Федерации.

Просит постановление мирового судьи судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области от 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А.В. отменить, вернуть дело на новое рассмотрение мировому судье другого судебного участка.

В судебном заседании прокурор Патюпа К.П. поданный протест поддержала по изложенным в нем основаниям.

Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыков А.В. в судебное заседание не явился, извещен в надлежащем порядке.

Изучив представленные материалы, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Положениями ст. 26.1. КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Согласно ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 17.7 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из содержания диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, то есть имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла.

Судом установлено, что 5 июня 2020 года межрайонным прокурором по фактам выявленных нарушений Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 внесено представление в адрес начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах об устранении нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства с требованием принять меры к закрытию объектов розничной торговли, деятельность которых запрещена, а также салонов красоты на территории Вяземского района, Смоленской области, а также незамедлительно организовать проведение совместных с МО МВД России «Вяземский» проверок организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке граждан, направленные на соблюдение установленных на основании ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 12.1, 12.4 Указа Губернатора Смоленской области от 18 марта 2020 года № 24 требований.

11 июня 2020 года Вяземским межрайонным прокурором направлено требование начальнику ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах о проведении внеплановой проверки субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в нарушение требований Указа Губернатора Смоленской области о введении режима повышенной готовности. Требование о проведении внеплановой проверки основано на материалах проведенной прокуратурой проверки, а также на положениях Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Однако, в исполнении требований прокурора о проведении внеплановой проверки начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыковым А.В. было отказано. Данный отказ был мотивирован отсутствием полномочий по контролю за соблюдением нормативных правовых актов, изданных субъектами Российской Федерации.

25 июня 2020 года Вяземским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыкова А.В.., которое направлено для рассмотрения мировому судье.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 в МРО «Вяземский район» Смоленской области от 15 июля 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Вяземском, Угранском, Темкинском районах Зыкова А.В., в связи с отсутствием в его действиях состава указанного правонарушения.

В постановлении мировой судья привел доводы, по которым считает, что субъектами предпринимательской деятельности не были нарушены нормы законодательства о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, и прокурором представлено недостаточно доказательств о таких нарушениях. Однако, мировой судья неправомерно вторгся в вопрос относительно предмета проверки по поручению прокурора, и не привел мотивов, по которым считает, что в действиях начальника Роспотребнадзора Зыкова А.В. отсутствует состав правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ, то есть в связи с чем последний, по мнению суда, правомерно не выполнил законные требования прокурора.

Кроме того, мировым судьей судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области материалы дела исследованы формально, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Выводы мирового суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ в действиях Зыкова А.В. не соответствуют материалам дела. Мировым судьей при вынесении решения не учтены положения ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.07.2020) "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Учитывая изложенное, протест Вяземского межрайонного прокурора об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А. В. подлежит удовлетворению, названное постановление мирового судьи подлежит отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Вяземском районном суде Смоленской области годичный срок давности привлечения Зыкова А.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, дело об административном правонарушении в отношении Зыкова А.В. подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 54 в МО «Вяземский район» Смоленской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест Вяземского межрайонного прокурора об отмене постановления мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А. В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области 15 июля 2020 года по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А. В. отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Смоленской области в Вяземском, Темкинском и Угранском районам Зыкова А. В. по ст. 17.7 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Смоленский областной суд в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.

Судья                                                                      И.И. Винникова

12-86/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Алексеев Андрей Владимирович
Ответчики
Зыков Александр Васильевич
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Винникова Ирина Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 17.7

Дело на странице суда
vyazma--sml.sudrf.ru
29.07.2020Материалы переданы в производство судье
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Вступило в законную силу
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее