Дело № 2-511/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием представителя истца Пикулевой Т.В., действующей по доверенности,
представителя ответчика - МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района Желткевич М.А., действующей по доверенности,
представителя ответчика - Администрации Нытвенского городского округа Турбаковой Т.И., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Западного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района, Администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
ЗТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось с иском, с учетом замены ненадлежащего ответчика и уточнения иска, к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района, Администрации Нытвенского городского округа, просят:
Обязать МУП «ЖКХ» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению в с. Григорьевское Нытвенского городского округа ненадлежащего качества с нарушением законодательства.
Обязать МУП «ЖКХ» получить:
положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения на водозаборную скважину № 6000 - кадастровый номер 59:26:0280101:1230 (за пилорамой), нежилое помещение скважину (ул. Школьная) расположенных по адресу: с. Григорьевское Нытвенского городского округа Пермского края в срок до 01.12.2024г.;
- положительные санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта: водозаборную скважину № 6000 - кадастровый номер 59:26:0280101:1230 (за пилорамой), нежилое помещение скважину (ул. Школьная) расположенных по адресу: с. Григорьевское Нытвенского городского округа Пермского края в срок до 01.02,2025г.
Обязать администрацию Нытвенского городского округа Пермского края организовать работу МУП «ЖКХ» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01.02.2025г.
Обязать МУП «ЖКХ» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.
Представитель истца Пикулева Т.В. в судебном заседании на уточненных требованиях настаивает, пояснила, что МУП ЖКХ оказывает жителям с. Григорьевское я услугу ненадлежащего качества, т.к. нет заключений на скважины. Считает сроки, указанные в иске, реальными, ответчики вправе просить отсрочку. Поскольку до момента исполнения решения суда МУП ЖКХ будет оказывать услуги с нарушением законодательства, то их действия противоправные. Понятие организовать работу – это широкий термин, администрация сама должна решить, каким образом это делать.
Представитель ответчика - МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района Желткевич М.А. с иском согласна частично, представила возражения с приложениями (ответ из Думы НГО, бухгалтерский баланс с пояснениями, решение НРС от 06.12.201), в которых указано, в том числе, следующее: На основании договора №7 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 24.07.2023г. заключенного между Управлением земельноимущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунального хозяйства» Нытвенского района Пермского края за нашим предприятием закреплена насосная станция (водонапорная башня с водозаборной скважиной №6000), расположенная по адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, с. Григорьевское, за пилорамой, кадастровый номер 59:26:0280101:1230 и нежилое помещение скважина, расположенная в с. Григорьевское, ул. Школьная, договор вступил в силу с 29.05.2023г.
До 29.05.2023г. вышеуказанные скважины находились на обслуживании на праве хозяйственного ведения в муниципальном унитарном предприятии «Жилищно-коммунальное хозяйство» Чекменевское.
До закрепления муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ» Чекменевское, имуществом на праве хозяйственного ведения пользовалось МУП «ЖКХ» <адрес>,
06.12.2018г, по иску Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство с Григорьевское Нытвенского района Пермского края» о признании действий по водоснабжению с. Григорьевское с нарушением санитарного законодательства противоправными, о возложении обязанности прекратить нарушения прав потребителей, вынесено решение Нытвенского районного суда Пермского края по делу №2-1193/2018, на основании которого:
действия МУП «ЖКХ» с.Григорьевское признаны противоправными в отношении граждан, проживающих в с.Григорьевское, Нытвенского района Пермского края;
обязать МУП «ЖКХ» с.Григорьевское прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11,18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52 -ФЗ, а именно:
обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) с. Григорьевское, с наличием заключения, органа Роспотребнадзора, в срок в течение одного года с момента вступления решения в законную силу;
- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с.Григорьевское использования водного объекта (скважин) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В связи с тем, что МУП «ЖКХ» с. Григорьевское ранее находилось в стадии банкротства, имущество находящееся в МУП «ЖКХ» с.Григорьевское было изъято 29Л 2.2021 г. в состав имущества муниципальной казны Нытвенского городского округа.
Согласно закона Пермского края от 25.04.2019г. за №368- ПК «Об образовании нового муниципального образования Нытвенский городской округ Пермского края» администрация Нытвенский городской округ Пермского края является правопреемником администрации Нытвенского городского поселения, которая ранее являлась учредителем и собственником МУП «ЖКХ» с. Григорьевское. "
Собственником насосной станции (водонапорная башня с водозаборной скважиной №6000), расположенная по адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, с. Григорьевское, за пилорамой, кадастровый номер 59:26:0280101:1230 и нежилое помещение скважина, расположенная в с. Григорьевское, ул. Школьная в настоящее время является Администрация Нытвенского городского округа.
Прошу суд обратить внимание, на то, что до 29.05.2023г. на праве хозяйственного ведения вышеуказанные скважины обслуживало МУП «ЖКХ» Чекменевское, фактически МУП «ЖКХ» г.Нытва обслуживать вышеуказанную скважину в с. Григорьевское начало только с 01.06.2023г.
При передаче на праве хозяйственного ведения нашему предприятию заключений на разработанный проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения и на использование водного объекта на водозаборную скважину №6000 в с. Григорьевское и нежилое помещение скважина по ул. Школьная, в с.Григорьевское не передавались.
В настоящее время нашим предприятием введется работа с Администрацией Нытвенского городского округа по выделению денежных средств на заключения договоров с подрядчиками услуг по химическому анализу подземных вод посезонно. После выделения денежных средств Администрацией Нытвенского городского округа, наше предприятие планирует заключить договор с Центром гигиены и эпидемиологии на оказание услуг.
Для получения санитарно-эпидемиологических заключений на проект зон санитарной охраны и использование водного объекта скважин расположенных в с.Григорьевское потребуется проект зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологическое заключение на Проект, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды; химический анализ подземных вод посезонно.
В связи с тем, что вышеуказанные мероприятия требуют большого объема сбора документации, согласования документации с компетентными органами, привлечения подрядных организаций по этапам работ, работа нашего предприятия по 223 - ФЗ «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», планируется получить вышеуказанные санитарно-эпидемиологические заключения до конца декабря 2027г.
Вышеперечисленные мероприятия требуют больших материальных затрат, каждая скважина кроме проведения анализов и заключения на водный источник требует еще и обустройства вокруг зон санитарной охраны, которые тоже материально затратны для нашего предприятия.
Ежемесячно за анализы необходимо заплатить по 100-150 тыс. руб., а всего стоимость работ по одной скважине составляет 400 000 - 500 000 рублей, при условии, что Дума НГО выделит дополнительное финансирование, работа может быть сделана в срок до декабря 2027г.
Управлением ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа заключило договор №КИО 0227-/23 от 13.02.2023 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» на лабораторные исследования питьевой воды в с.Григорьевское и транспортные услуги, в соответствии с Программой - расчетом стоимости работ. Срок окончания работ 31.12.2023г.
Согласно поступившего письма из Думы Нытвенского городского округа от 11.10.2023г. за №272.7-01-14вн-99 в адрес МУП «ЖКХ» Нытвенского района Пермского края глава Нытвенского городского округа пообещал рассмотреть возможность субсидирования МУП «ЖКХ» в ноябре-декабре 2023гг. В связи с тем, что на сегодняшний день МУП «ЖКХ»» Нытвенского района Пермского края является убыточным предприятием, а Администрация Нытвенского городского округа является Учредителем нашего предприятия, просим суд обязать Администрацию Нытвенского городского округа провести финансирование работ по получению заключений на разработанный проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения и на водный источник в с. Григорьевское на насосную станцию (водонапорная башня с водозаборной скважиной №6000), расположенная по адресу: Пермский край, Нытвенский городской округ, с. Григорьевское, за пилорамой, кадастровый номер 59:26:0280101:1230 и нежилое помещение скважина, расположенная в с. Григорьевское, ул. Школьная.
В требованиях по п.1 и п.4 уточненного искового заявления о признании прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившееся в оказании услуг по водоснабжению в с.Григорьевское ненадлежащего качества с нарушением законодательства и об обязанности довести до сведения потребителей решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей прошу Истцу отказать. Обнародование решение суда не защитит интересы неопределенного круга лиц и считаем, что в случае необходимости суд самостоятельно может направить копию решения суда для обнародования в официальном печатном издании - в государственном или муниципальном.
Также представитель ответчика Желткевич М.А. пояснила, что по договору от 24.07.2023 им были переданы 2 скважины в с. Григорьевское, до этого момента скважины находились в ведении МУП ЖДКХ с. Григорьевское, в 2018 было вынесено решение суда, но оно не исполнено, администрация в порядке правопреемства должна была решение суда исполнить. В настоящее время на обслуживании в МУП ЖКХ 40 скважин, это очень большой объем работы. На одну скважину требуется около 700 тыс. руб., таких денег в предприятии нет, МУП ЖКХ является убыточным. Просит установить срок до 31 декабря 2027. прости рассмотреть вопрос о возложении на администрацию НГО обязанности профинансировать работы, по п. 1 – отказать, т.к. им только передали скважины, по п. 4 – отказать. Документы на скважины не переданы.
Представитель ответчика - администрации Нытвенского городского округа Турбакова Т.И. представила возражения (л.д. 68-75, 98-110) с приложениями (Устав МУП «Жилищно-коммунального хозяйства» Чекменевское, повестку дня заседания думы НГО, в которую включен вопрос о ликвидации МУП «Жилищно-коммунального хозяйства» Чекменевское, договора на лабораторные исследования питьевой воды), пояснила, что с заявленными требованиями не согласна, прости отказать по п. 3 требований, т.к. учредитель не отвечает по обязательствам учреждения, просит увеличить срок до декабря 2027, по делу от 2018 администрация не является правопреемником, решение о выделении дополнительного финансирования МУП ЖКХ не приято, обращения такие поступали. Только по вступившим в законную силу решениям рассматривается вопрос о финансировании. Нет доказательств того, что действия МУП ЖКХ противоправные.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-1193/2018, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110—02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 и введенные в действие с 1 июня 2002, определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Согласно п. 1.3 САНПиН, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 1.6.: организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 28.01.2021 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", которые введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические с 01.03.2021.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", введены в действие с 01.03.2021.
На основании договора №9 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 29.12.2021, заключенного между Управлением земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа и муниципальным унитарным предприятием «Жилищно-коммунального хозяйства» Чекменевское, последнему в хозяйственное ведение переданы: водозаборные скважины в с. Григорьевское (л.д. 15-21).
Впоследствии в с. Григорьевском произошла смена ресурсной организации, а именно на основании распоряжения администрации Нытвенского городского округа от 31.05.2023г. «О передаче муниципального имущества в эксплуатацию» муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района Пермского края поручено обеспечить водоснабжением населенные пункты: с, Григорьевское (л.д. 124-125).
Согласно договора № 7 «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» от 24.07.2023г., МУП «ЖКХ» на срок до 28.05.2024г. переданы, в т.ч., водозаборные скважины: № 6000, расположенная по адресу: с. Григорьевское, за пилорамой, к.н. 59:26:0280101:1230; скважина, расположенная по адресу: с. Григорьевское, ул.Школьная. На основании акта приема-передачи имущества от 24.07.2023г. вышеперечисленное муниципальное имущество принято МУП «ЖКХ» (л.д. 126-136).
Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений, размещенных на официальном сайте Управления, информация о выдаче положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии проекта ЗСО и соответствии водных объектов скважин в с. Григорьевское отсутствует (л.д. 56-60).
Таким образом, судом установлено, что в с. Григорьевское имеются водозаборные скважины: № 6000, расположенная по адресу: с. Григорьевское, за пилорамой, к.н. 59:26:0280101:1230; скважина, расположенная по адресу: с. Григорьевское, ул.Школьная, которые переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ» Нытвенского района, скважины находятся в собственности Муниципального образования Нытвенский городской округ. Переданное имущество используется для обеспечения населения услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Ответчиками не оспаривается, что заключений, указанных в исковых требованиях, на скважины не имеется.
Решением Нытвенского районного суда от 06.12.2018 исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство с.Григорьевское Нытвенского района Пермского края» о признании действий по водоснабжению с.Григорьевское с нарушением санитарного законодательства противоправными, возложении обязанности прекратить нарушение прав потребителей удовлетворены: признаны действия Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство с.Григорьевское Нытвенского района Пермского края» выразившее в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в с.Григорьевское, Нытвенского района Пермского края; на Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство с.Григорьевское Нытвенского района Пермского края» возложена обязанность прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11, 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, а именно: - обязать разработать проект организации зон санитарной охраны участков водозаборов подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважин) с.Григорьевское, с наличием заключения, органа Роспотребнадзора, в срок в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; - обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважин), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с.Григорьевское использования водного объекта (скважин) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение вступило в законную силу 15.01.2019. Сведений о правопреемстве в материалах дела не имеется, также не имеется сведений об исполнении решения.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что водоснабжение населения в с. Григорьевское НГО осуществляется из источников, не имеющих положительных санитарно-эпидемиологических заключений о качестве источников питьевого водоснабжения, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Также судом установлено, что скважины были переданы в МУП «ЖКХ» Нытвенского района 24.07.2023, без каких-либо документов, в связи с чем в настоящее время МУП ЖКХ ведется работа по истребованию документов, выделению дополнительных денежных средств для проведения анализов воды. В связи с этим суд не усматривает в действиях ответчиков противоправности.
Учитывая, что для получения указанных в требованиях истца заключений требуется большой объем подготовительных работ: проект зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологическое заключение на проект, рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды; химический анализ подземных вод и т.д., требующих больших финансовых затрат, суд полагает необходимым установить срок устранения нарушений до 31.12.2027. Указанный срок соответствует принципу исполнимости решения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселений водоснабжения населения.
Исходя из указанных норм, обязанность по финансированию мероприятий, направленных на получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, положительного санитарно-эпидемиологическое заключения на использование водных объектов - скважин № 1 и 3 лежит на органе местного самоуправления.
Администрация НГО как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Таким образом, именно на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование работ по получению вышеуказанных заключений в отношении водозаборных скважин в срок до 31.12.2026 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
По смыслу приведенных норм закона целью обращения органа государственного надзора в суд является прекращение противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей в будущем, то есть, предупреждению причинения вреда, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
Согласно ст. 46 ФЗ «О защите прав потребителей», при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено следующее: в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании - государственном или муниципальном.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возложении на МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, поскольку в судебном заседании установлено, что спорные скважины переданы ответчику 24.07.2023, т.е. за 3 мес. до даты рассмотрения дела по существу, при этом в МУП ЖКХ не были переданы даже документы на скважины.
Таким образом, в действиях ответчика не имеется противоправности, поскольку при всей степени добросовестности и осмотрительности ответчик не имел и не имеет возможности устранить нарушения санитарного законодательства в кратчайшие сроки, как это просит истец.
Также суд не усматривает оснований для возложения на МУП Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района обязанности довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом, поскольку противоправности в действиях ответчика не установлено.
На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района ИНН 5942002315, ОГРН 1025902284275, обязанность:
- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на: водозаборную скважину № 6000, расположенную по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевское, за пилорамой, к.н. 59:26:0280101:1230; скважину, расположенную по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевское, ул.Школьная;
- получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водных объектов: водозаборную скважину № 6000, расположенную по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевское, за пилорамой, к.н. 59:26:0280101:1230; скважину, расположенную по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевское, ул.Школьная, в срок до 31.12.2027.
Возложить на Муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование работ по получению вышеуказанных заключений в срок до 31.12.2026 г.
Отказать в удовлетворении требований о возложении на МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района обязанности прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, возложении на МУП Жилищно-коммунальное хозяйство» Нытвенского района обязанности довести до сведения потребителей решение суда в| десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова