№2-214/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года село Илек
Илекского района
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего – судьи Мельникова Ю.А.,
с участием помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Масловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области и администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания детского сада.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области в рамках осуществления надзорной деятельности проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации, по результатам которой выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что инструментальное обследование несущих конструкций здания и сооружения МБДОУ детский сад «Солнышко» не проводилось с момента ввода здания в эксплуатацию, с 1954 года.
Таким образом, обследование технического состояния здания вышеуказанного дошкольного учреждения не проводились более 10 лет, что может повлечь нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе, может нанести вред их жизни и здоровью, что является недопустимым.
Выявленные нарушения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в процессе эксплуатации здания дошкольного учреждения отрицательно сказываются на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не позволяют своевременно выявить нарушения в состоянии строительных конструкций зданий, степень их износа, и предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации.
Кроме того, эксплуатация зданий образовательных учреждений техническое состояние, которого имеет признаки аварийности, не только влечет за собой необоснованное нарушений прав обучающихся, а также создает предпосылки к проявлениям актов терроризма.
Считает, что не принятие своевременных мер по контролю за техническим состоянием здания образовательного учреждения также нарушает основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» до 1 августа 2025 года провести обследование технического состояния здания детского сада, расположенного по адресу: ... а также обязать администрацию муниципального образования Илекский район произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания детского сада.
В судебном заседаниипомощник прокурора Илекского района Оренбургской области Маслова А.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика МБДОУ детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, его заведующий Абрамова Т.Н. просит рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области, будучи извещённый о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратился в суд с возражением в части установленных сроков проведения обследования технического состояния детского сада, считая их недостаточными для указанных работ, поскольку необходимо принять во внимание длительность проведения бюджетного процесса, значительность объема денежных средств, также план-график муниципальных закупок. Указывает, что провести закупку на оказание услуг по обследованию технического состояния зданий, а также заключить муниципальные контракты в результате состоявшихся аукционов возможно не ранее второго квартала следующего финансового года. Просит увеличить срок проведения обследования до 31 декабря 2025 года.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Маслову А.С., и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В силу ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации (ч. 6).
На основании п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 51 Федеральным закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Причем органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч. 1).
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2).
Действующим ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами.
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрация, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.) (п.4.3 ГОСТ).
Как установлено в судебном заседании, инструментальное обследование
несущих конструкций здания и сооружения МБДОУ детский сад «Солнышко» не проводилось с момента ввода здания в эксплуатацию, с 1954 года.
Суд пришел к выводу, что обследование технического состояния здания вышеуказанного образовательного учреждения не проводились более 10 лет, что может повлечь нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе, может нанести вред их жизни и здоровью, что является недопустимым.
Следует отметить, что выявленные нарушения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в процессе эксплуатации здания образовательного учреждения отрицательно сказываются на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не позволяют своевременно выявить нарушения в состоянии строительных конструкций зданий, степень их износа, и предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации.
Более того, эксплуатация зданий образовательных учреждений техническое состояние, которого имеет признаки аварийности, не только влечет за собой необоснованное нарушений прав обучающихся, а также создает предпосылки к проявлениям актов терроризма.
Согласно ст.7 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (п.1), приоритет мер предупреждения терроризма (п.7).
Судом установлено, что не принятие своевременных мер по контролю за техническим состоянием здания образовательного учреждения также нарушает основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Исходя из положений законодательства, на основе представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по обследование технического состояния детского сада.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, предусмотрено статьёй 45 ГПК РФ, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для решения вопроса о финансировании работ, специфику таких работ, и считает указанный в иске срок – до 1 августа 2025 года разумным и достаточным для его исполнения.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Илекского района Оренбургской области провести обследование технического состояния здания детского сада, расположенного по адресу: ...
Обязать администрацию муниципального образования Илекский район Оренбургской области произвести финансирование мероприятий по обследованию технического состояния здания детского сада «Солнышко».
Установить срок проведения обследование технического состояния здания детского сада - до 1 августа 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья подпись Ю.А. Мельников
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года
Судья подпись Ю.А. Мельников