Дело № 2-800/2022
18RS 009-01-2022-000515-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2022 года г.Воткинск
Воткинский районный суд УР в составе судьи Акуловой Е.А.
При секретаре Старших О.Л.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садреева Касима Сайделгалиевича к МО «город Воткинск» о признании права собственности на квартиру в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Садреев К.С. обратился в суд с иском к МО «Город Воткинск» о признании права собственности в порядке наследования после смерти ФИО1 на недвижимое имущество в виде квартиры по адресу <*****>
Требования обоснованы тем, что <дата> г. умер отец истца - ФИО1, после смерти которого открылось наследство, состоящее из квартиры по вышеуказанному адресу. Квартира принадлежала наследодателю по праву собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность от <дата> г., однако нотариусом отказано истцу в выдаче свидетельства о праве на наследство, поскольку в договоре имеются исправления в отчестве отца и имя отца указано «ФИО1». Кроме того, на договоре имеется отметка о недействительности данного договора без дополнительного соглашения, однако последнее регистрацию в установленном законом порядке не прошло и право собственности у указанных в нем лиц – ФИО4., не возникло. Указанные неточности в оформлении документов являются препятствием для вступления истца в наследство, иных наследников первой очереди у ФИО1, умершего <дата> г., не имеется.
В судебном заседании истец не присутствовал, о дне и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности ФИО6., в связи с чем, и в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии истца.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным выше, дополнительно пояснила, что третьими лицами в исковом заявлении указаны те лица, которые были включены в дополнительное соглашение к договору приватизации, однако они не оформили свое право собственности своевременно и в настоящее время не претендуют на спорную квартиру. Наследниками ФИО1., умершего <дата> г., они не являются. В свидетельстве о рождении истца, фамилия, имя и отчество отца указаны верно, в соответствии со свидетельством о рождении отца и иными документами, выданными отцу при жизни – пенсионное удостоверение, свидетельстве ИНН, СНИЛС и т.п. Сам отец истца, когда расписывался в договоре приватизации также свои данные указал верно, в соответствии с паспортом, что свидетельствует о технической ошибке, допущенной при составлении договора. Сведений о регистрации права собственности на спорную квартиру на иных лиц, кроме как на наследодателя, не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации МО «Город Воткинск» ФИО9., действующая на основании доверенности, возражений по исковым требованиям не высказала.
Третьи лица – Садреева Р.С., Садреева Ю.А. и Горбушина (Садреева) А.К., в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, каких-либо возражений по заявленным истцом требованиям не заявили, в связи с чем, и в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии третьих лиц.
Выслушав пояснения участвующих по делу лиц, исследовав представленные доказательства, и, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что <дата> г. в г. Воткинске Удмуртской Республики умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о его смерти (копия на л.д. 19).
Правовое регулирование отношений, связанных с наследованием имущества, осуществляется нормами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1110 - 1185), вступившими в силу с 01 марта 2002 года.
Со смертью гражданина в соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) открывается наследство.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145, 1148 ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что истец Садреев К.С., 25.10.1965 года рождения, является сыном ФИО1, <дата> года рождения, что подтверждается повторными свидетельством о рождении истца (копия л.д.20), и свидетельством об установлении отцовства, копия которого представлена в материалы дела.
Таким образом, судом установлено, что истей является наследником имущества своего отца ФИО1, умершего <дата> г, первой очереди по закону.
Абзац 1 ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1152, п. 1 ст. 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства любым способом, предусмотренным п.п. 1 и 2 ст. 1153 ГК РФ.
Ст. 1153 ГК РФ предусмотрены способы принятия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Судом установлено, что истец обратился к нотариусу г. Воткинска ФИО13 с заявлением о принятии наследства после смерти отца (копия л.д.22), однако, в выдаче свидетельств о праве на наследство нотариусом было отказано по причине расхождения отчества и имени наследодателя с данными, указанными в правоустанавливающих документах на спорный объект недвижимости в квартиры.
Так, из материалов дела усматривается, что квартира по адресу <*****> зарегистрирована на праве собственности за ФИО1, на основании договора на передачу квартиры в собственность от <дата> г., что подтверждается справкой «ЦКО БТИ» УЭ КВУ от <дата> г., представленной в материалы дела.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.06.2021 г. (копия на л.д. 40-41), право собственности на спорную квартиру после 01.07.1999 г. не регистрировалось.
При исследовании судом содержания договора на передачу квартиры в собственность от 30.03.1993 г. судом установлено, что в графе покупатель указан «Мингазетдинов ФИО1», однако подпись покупателя под текстом договора собственноручно произведена и указано «ФИО1», что совпадает как с данными наследователя в свидетельстве о смерти, так и в свидетельстве о рождении истца и иных документах, принадлежащих наследодателю при жизни.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что фактически в личных данных ФИО1, при их внесении в договор приватизации, допущены технические ошибки неизвестной природы.
Относительно записи на договоре приватизации «недействителен без дополнительного договора от 25.09.1998 г.» суд приходит к следующему.
Как следует из представленного в материалы дела дополнительного договора на передачу спорной квартиры по адресу: <*****>, от <дата> г., покупателями в нем указаны: Садреева Р.С., Садреева Ю.А. и Садреева А.К. – третьи лица по делу наряду с истцом Садреевым К.С.. Однако, какие –либо сведения о регистрации данного дополнительного соглашения, равно как и права собственности указанных в нем лиц, в установленном законом порядке в органах БТИ, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие данных о государственной регистрации дополнительного соглашения в соответствии с требованиями ГК РФ, действующими на дату заключения соглашения, оно является незаключенным, а, следовательно, не может порождать каких-либо правовых последствий.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
От ответчика каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований не поступило, доказательства, представленные истцом, не опровергнуты.
Иные лица, претендующие на наследственное имущество ФИО1, умершего <дата> г., в ходе рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, совокупность добытых в ходе рассмотрения дела доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, позволяет суду сделать вывод о наличии предусмотренных законом оснований для признания за истцом права собственности в порядке наследования по закону на квартиру по адресу г. Воткинск, ул.Тихая, 55-1.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Садреева Касима Сайделгалиевича к МО «город Воткинск» о признании права собственности на квартиру в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Садреевым Касимом Сайделгалиевичем, <дата> года рождения, право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <*****>, в порядке наследования после смерти ФИО1, <дата> года рождения, умершего <дата> г.
Право собственности подлежит государственной регистрации в Управлении Росреестра по УР.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с которым участвующие по делу лица могут ознакомиться по истечении пяти дней со дня окончания разбирательства по делу.
Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2022 года.
Судья: Е.А. Акулова