Р Е Ш Е Н И Е
04 сентября 2019 г. г. Дербент
Судья Дербентского районного суда Курбанов К.А., рассмотрев жалобу Аскерова Нурмагомеда Алимамедовича на постановление мирового судьи судебного участка № 53 Дербентского района от 19 июля 2019 г. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 53 Дербентского района РД от 19 июля 2019 г. Аскерову Н.А. за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на Один год.
На данное постановление мирового судьи судебного участка № 53 Дербентского района подана вышеуказанная жалоба, в которой указано, что в описательно-мотивировочной части постановления мировой судья ссылается на то, что им совершено повторное правонарушение ПДД предусмотренное п.1.3, 11.4 прил.2 ПДД - выехал на полосу встречного движения и совершил обгон, при наличии сплошной линии горизонтальной разметки. Однако данное обстоятельство не соответствует действительности, поскольку он никакого обгона не совершал, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №617454 от 12.04.2019г. и материалами видеофиксации представленными сотрудниками ДПС. Таким образом, мировым судьей неверно указан пункт 11.4 прил.2 ПДД якобы нарушенный Аскеровым Н.А. Кроме того в описательно-мотивировочной части постановления мировой судья указывая время совершения правонарушения - 10 час. 42 мин. не указал дату совершения им этого административного правонарушения.
Также в жалобе указано на отсутствие надлежащего извещения Аскерова Н.А. о дате и времени рассмотрения дела.
Кроме того, протокол об администравтином правонарушении 15ММ №617454 был составлен инспектором ДПС ФИО312.04.2019г., в котором указано, что Аскеровым Н.А.12.04.2019 г. в 10 час.42 минут нарушен п. 1.3 ПДД РФ, водитель Аскеров Н.А., управляя м/с нарушил требования дорожной разметки 1.1. ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ, однако в последующем - 07.05.2019г. без участия Аскерова Н.А. в данный протокол было внесено изменение и ч. 4 ст.12.15 КоАП РФ был исправлен на ч.5 ст.12.15 КоАП РФ, о чем с боку протокола имеется запись о внесении изменения. При этом, при внесении изменений не присутствовало лицо нарушившее ПДД, об внесенных изменениях также не был уведомлен Аскеров Н.А.
С учетом изложенного просит постановление мирового суда отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель Аскерова Н.А., Гусейнов Р.А. жалобу поддержал, просил ее удовлетворить по изложенным основаниям.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 указанного Кодекса следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определен порядок применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в числе которых - отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Из смысла части 5 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяется, в том числе его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена указанная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания такого протокола в нем делается соответствующая запись.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Толкование положений частей 3, 5 статьи 27.12 и частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производятся в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в перечисленные процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в составленный в отношении Аскерова Н.А. протокол об административном правонарушении внесено дополнение, а именно: графа «Ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ изменена сотрудниками ДПС записью следующего содержания: "«Ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ " (л.д. 1). И сбоку протокола произведена запись «исправленному верить, подпись и дата 7.05.2019 г.»
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении 15 ММ № 617454 от 12.04.2019 г.
Однако данных о том, что Аскеров Н.А. присутствовал при внесении изменений в данный протокол или о надлежащем извещении Аскерова Н.А. до внесения изменений в протокол в материалах административного дела не имеется.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протоколов об отстранении от управления транспортным средством и о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такие процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанные протоколы.
Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу внесенных изменений в процессуальный акт.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи в районном суде представитель Аскерова Н.А. по ордеру адвокат Гусейнов Р.А. заявил, что о времени и месте внесения дополнения в протокол об административном правонарушении Аскеров Н.А. не извещался, оно было внесено в протокол в его отсутствие, копия измененного протокола ему не вручалась.
В материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что дополнение в протокол об административном правонарушении было внесено при составлении указанного процессуального акта в присутствии Аскерова Н.А. Подписи названного лица об ознакомлении с внесенными изменениями не имеется. Отсутствуют и сведения об извещении Аскерова Н.А. о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в названный протокол. В материалах административного дела отсутствует также данные о вручении копии измененного протокола Аскерову Н.А.
Таким образом, оснований полагать, что дополнение в протокол об административном правонарушении внесено должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством, выводы о наличии в действиях Аскерова Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись бы преждевременными.
В связи с вышеизложенным, суд находит доводы жалобы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи участка № 53 Дербентского района от 19.07.2019 года подлежит отмене, производство по делу прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного законом.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 53 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2019 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 12.15 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 12.15 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░