Дело 2-197/1(2022 года)
32RS0№-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года п.г.т. Красная Гора
Красногорский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Пожарицкой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Федорино Н.М.,
без участия сторон и их представителей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксенова Т.В. к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области о признании права на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Красногорский районный суд Брянской области с исковым заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации Брянской области о признании права на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста, об обязывании назначить и выплачивать данную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении государственной пенсии по старости, однако своим решением ответчик не включил ему периоды проживания в зонах отселения, проживания с правом на отселение в суммарном выражении, тем самым увеличил ему срок выхода на пенсию. Считает действия ответчика в отказе в назначении пенсии незаконными и необоснованными, поскольку он проживал в зонах отселения, проживания с правом на отселение, что дает ему право на снижение пенсионного возраста 6 лет 6 месяцев. Просил суд признать за ним право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в соответствии ст. 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Обязать Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации назначить и выплачивать ему государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои требования и просил суд обязать ответчика назначить и выплачивать ему государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ошибочным указанием этой даты в исковом заявлении.
Истец, ответчик (его представитель), извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились. Истец предоставил ходатайства о рассмотрении дела без его участия, ответчик (в лице его представителя Несоленого А.С.) просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении требований истцу, поскольку истец право на государственную пенсию по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев не имеет, считая, что такое право у него возникнет в возрасте 50 лет с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет за проживание в зоне с правом на отселение, поскольку порядок суммирования величин уменьшения возраста, разъясненный в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О на него не распространяется, а период обучения в зоне отселения не может быть засчитан в период постоянного проживания, поскольку после получения образования и выезда за пределы указанной зоны граждане утрачивают право на меры социальной поддержки.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из паспорта на имя Аксенова Т.В. следует, что Аксенова Т.В. зарегистрирована в п.г.т. Красная Гора Красногорского района Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из справки администрации Красногорского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения серии АК № от ДД.ММ.ГГГГ (выдано Департаментом строительства и архитектуры <адрес>) следует, что Аксенова Т.В. является постоянно проживающей и зарегистрированной в зоне проживания с правом на отселение в п.г.т. Красная Гора, Красногорского <адрес>, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из справки Новозыбковского профессионально-педагогического колледжа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Капустина Т.В. проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно удостоверению серии АВ № от ДД.ММ.ГГГГ (выдано Департаментом строительства и архитектуры <адрес>) Аксенова Т.В. является выехавшей добровольно из зоны отселения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту Закона РФ №) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункты 7,8).
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 данного закона, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст. 28.1 настоящего Закона на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В силу ст. 28.1 указанному выше Закону гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 ����������������� и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года. По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьи 33 и 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года (для проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение в период с момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории) и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Между тем, ни в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ни в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" нет норм, которые регламентировали бы решение вопроса о назначении пенсии с уменьшением возраста с учетом времени проживания на зараженной радиацией территории определенной зоны, если ее статус был изменен решением Правительства Российской Федерации или граждане переехали из зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, загрязнению не подвергшуюся.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на территориях, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которые были отнесены к зоне отселения, и зоне проживания с правом на отселение, факт проживания (работы) на этих территориях не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) в зоне отселения в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на полгода за каждый 1 год проживания или работы на территории зоны отселения, до переезда в зону с меньшей плотностью радиации, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны отселения 1 год, для зоны проживания с правом на отселение - 3 года.
Таким образом, положения статей 33 и 35 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой ст. 13 того же Закона и п. 2 ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, при переезде в зону с меньшей плотностью радиоактивного загрязнения.
С учетом изложенного, право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в ст.42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (ч.2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу ст.1,2,6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 403-0 по жалобам граждан О.С. Барышкиной, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой ст.13, ст.ст. 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.
Решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Аксенова Т.В. отказано в назначении государственной пенсии по старости в связи с не достижением возраста выхода на пенсию. Из указанного решения следует, что согласно представленных Аксенова Т.В. документов время его проживания на территории зоны отселения составляет 3 года 9 месяцев 18 дней, данный период проживания не может быть включен в период постоянного проживания в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку носит временный характер. Период проживания в зоне проживания с правом на отселение (п.г.т. Красная Гора) составляет 31 год 9 месяцев 22 дня, что дает право на снижение пенсионного возраста на 5 лет. На дату обращения заявителю 48 лет, страховой стаж составляет 32 года 9 месяцев 22 дня, право на пенсию у Аксенова Т.В. возникнет в возрасте 50 лет.
По делу установлено:
Аксенова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ до момента обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) и по настоящее время проживает в п.г.т. Красная Гора Красногорского <адрес>, относящимся к зоне проживания с правом на отселение и соответственно имеет право на снижение пенсионного возраста, независимо от места проживания в момент обращения за пенсией, в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", всего на 5 лет.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Аксенова Т.В. проживала в <адрес>, относящемся к зоне отселения и соответственно имеет право на снижение пенсионного возраста, в соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", всего на 1 год 6 месяцев.
Общее время проживания на территории радиоактивного загрязнения составляет более 35 лет ( из них: в зоне отселения более 3-х лет, в зоне проживания с правом на отселение более 32-х лет).
При таких обстоятельствах, суд считает, что указанное выше определение Конституционного Суда Российской Федерации вопреки доводам ответчика подлежит распространению и на положения ст. 32 - 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку при этом затрагиваются пенсионные права граждан проживавших (проживающих) и работавших (работающих) в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, и в соответствии со ст. 1 п. 4 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
С учётом сложения периодов проживания в зонах проживания с правом на отселение и зоне отселения, суд считает, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 6 лет 6 месяцев в общей сложности, и его требования подлежат удовлетворению.
Суд не может принять во внимание доводы ответчика о временном характере проживания истца и о невозможности включения в период постоянного проживания период его проживания на территории зоны отселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный период проживания в <адрес> –зоне отселения подтвержден справкой Новозыбковского профессионально-педагогического колледжа от ДД.ММ.ГГГГ № и удостоверением серии АВ № от ДД.ММ.ГГГГ на имя истца, сведений об ином месте проживания у истца не имеется.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела истец с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения требуемый законодателем возраст (48 лет 6 месяцев ) достиг ДД.ММ.ГГГГ, то требования истца к ответчику в части обязывания назначить данную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что истец требуемый законодателем возраст достиг ДД.ММ.ГГГГ, то суд считает обязать ответчика назначить и выплачивать государственную пенсию по старости истцу с ДД.ММ.ГГГГ как просит истец.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Аксенова Т.В. удовлетворить.
Признать за Аксенова Т.В. право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста в соответствии со ст.ст. 32-35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области назначить и выплачивать Аксенова Т.В. государственную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Красногорский районный суд Брянской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Пожарицкая