66RS0056-01-2023-000011-22
гражданское дело №2-204/8/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тавда 03 марта 2023 года
мотивированное решение от 10 марта 2023 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Галкин С.В.,
при секретаре судебного заседания Гутковской М.С.,
с участием заместителя Прокурора Таборинского района Фатьянова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Таборинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Таборинского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов,
установил:
Прокурор Таборинского района, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Таборинского сельского поселения, в котором просит возложить на ответчика обязанность осуществить мероприятия по ликвидации несанкционированного объекта размещения отходов производства и потребления, расположенный на земельном участке в границах села Таборы Таборинского района, рядом с многоквартирным домом № по <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности администрации Таборинского сельского поселения.
В ходе обследования земельного участка, расположенного в границах села <адрес> рядом с многоквартирным домом № по <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов.
Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками.
Ответчиком в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации по накоплению, в том числе, раздельному накоплению, и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории Таборинского сельского поселения влечёт загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия – причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании полностью поддержал исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации Таборинского сельского поселения в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении иска прокурора в отсутствие представителя, указав в заявлении о несогласии с исковыми требованиями прокурора, оснований несогласия с заявленными требованиями в отзыве не приведено.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 18 статьи 6, пункту 41 статьи 29 Устава Таборинского сельского поселения Таборинского муниципального района <адрес>, утвержденного Решением Думы Таборинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения и к полномочиям администрации поселения относятся в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности администрации Таборинского сельского поселения.
В ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства, прокуратурой установлено, что по результатам обследования, проведённого на земельном участке, местоположением: <адрес>, выявлено несанкционированное размещение твёрдых бытовых отходов, а именно: полиэтиленовые мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, отходы деревообработки (опил и срезка), картонные коробки, пищевые отходы, упаковка и др.
Наличие несанкционированной свалки подтверждается материалами проверки, в том числе, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными фотоснимками.
До настоящего времени нарушения не устранены. На день рассмотрения исковых требований Администрацией Таборинского сельского поселения контракты со специализированными организациями, осуществляющими сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов, не заключены.
В силу положений части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, администрацией Таборинского сельского поселения в нарушение требований статей 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, не осуществлена охрана земельного участка, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, в том числе, не приняты меры пожарной безопасности, не обеспечено соблюдение экологических, санитарно-гигиенических правил, нормативов, допущено загрязнение, захламление почвы на указанном земельном участке.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что земельный участок, на которых непосредственно находится несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов, относится к территории Таборинского сельского поселения. На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 24.6 указанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, является исключительной компетенцией муниципальных образований, а в силу части 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных округов, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности по организации ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на Администрацию Муниципального образования Таборинское сельское поселение являются обоснованными, поскольку из системного толкования всех вышеизложенных нормативных правовых актов следует, что органы местного самоуправления не освобождены от участия в организации деятельности в области обращения с твердыми бытовыми отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с твердыми бытовыми отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Существование установленного судом несанкционированного места размещения твёрдых коммунальных отходов в границах МО Таборинского сельского поселения подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределённого круга лиц, нарушает их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их жизни и здоровью, в связи с чем, требование Прокурора Таборинского района обосновано, к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд при вынесении решения по рассматриваемому делу с возложением на ответчика обязанности совершить определенные действия, считает необходимым установить срок исполнения решения суда - до 01 мая 2023 года, который находит разумным.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, именно на ответчика возлагается обязанность представлять доказательства невозможности исполнения решения суда в предложенные истцом сроки и обосновать разумность предложенного стороной ответчика срока исполнения судебного решения.
Однако, каких-либо доказательств того, что в установленный срок не представится возможным исполнить решение суда, стороной ответчика суду не представлено. Установление иного срока будет противоречить существу правоотношений, и является фактически произвольным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Прокурора Таборинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Таборинского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Таборинского сельского поселения обязанность в срок до 01 мая 2023 года ликвидировать несанкционированный объект размещения отходов производства и потребления, расположенный в границах Таборинского сельского поселения на земельном участке, с кадастровым номером № местоположением: <адрес>, рядом с многоквартирным домом №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 10 марта 2023 года, путём подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области.
Председательствующий подпись С.В. Галкин