Дело № 2-1437/2024
УИД 39RS0010-01-2024-000118-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Курташовой И.Ю. при секретаре Молчановой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дементий Анатолия Петровича к администрации Гурьевского муниципального округа о прекращении права собственности на земельный участок, понуждении к выделению иного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дементий А.П. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № его многодетной семье предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 200 кв.м, находящийся по адресу: <адрес >, для строительства индивидуального жилого дома, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке. На основании указанного постановления между ним и ответчиком был заключен договор передачи в собственность данного земельного участка № от ДД.ММ.ГГ года, в котором орган гарантировал, что передаваемый участок не обременен правами третьих лиц. Однако данный земельный участок частично расположен в границах ЗОУИТ – охранной зоны нефтепровода ДНС Гаевского н/м – врезка в нефтепровод ДНС Славинского н/м-ДНС Малиновского н/м. Кроме того, земельный участок для индивидуального жилищного строительства не обеспечен инфраструктурой, тогда как в силу п. 36 Приказа Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 года № 372 предоставление земельных участков многодетным семьям допускается только после обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения. В этой связи строительство жилого дома на предоставленном земельном участке не представляется возможным, в связи с чем его выделение многодетной семьи истца является грубым нарушением действующего законодательства. До настоящего времени он не может реализовать свое право на жилье. По указанным основаниям истец просит прекратить свое право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес >, возложить на ответчика обязанность выделить многодетной семье иной земельный участок, не имеющий обременений и обеспеченный инфраструктурой для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании истец Дементий А.П. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области Мануйлов С.А., действующий на основании доверенности от 10.01.2022 года № 04/16, в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения исковых требований Дементий А.П. отсутствуют.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и собранные по делу доказательства, дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № Дементий А.П., как многодетной семье, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером № площадью 1 200 кв.м, находящийся по адресу: <адрес > для строительства индивидуального жилого дома.
На основании указанного постановления между администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области и Дементий А.П. был заключен договор передачи в собственность указанного земельного участка № от ДД.ММ.ГГ года, по условиям которого земельный участок не обременен правами третьих лиц.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ года Дементий А.П. зарегистрировал право собственности на указанный земельный участок ДД.ММ.ГГ года.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 года № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории городского округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
Между тем, как следует из градостроительная плана земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГ года и сведений ООО «Лукойл-КМН» данный участок частично расположен в границах зоны минимальных расстояний от нефтепровода ДНС Гаевского н/м –Славинский н/провод, диаметром 219 мм.
Кроме того, Дементию А.П. предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, не обеспеченный инженерной (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением, подъездными путями), транспортной инфраструктурой, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
Предоставление льготной категории граждан земельных участков, не обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой, находящихся в границах ЗОУИТ, подразумевающую ограничения/обременения прав на земельные участки, не позволяет таким гражданам использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство).
Таким образом, предоставление многодетной семье Дементий А.П. указанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, на котором осуществить его фактически невозможно, влечет нарушение социальных прав указанной семьи и создании препятствий к осуществлению прав по использованию земельного участка в целях, в соответствии с которыми он был предоставлен многодетной семье для улучшения ее жилищных условий, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дементий Анатолия Петровича удовлетворить.
Прекратить право собственности Дементий Анатолия Петровича, ДД.ММ.ГГ года рождения, СНИЛС №, на земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес >
Возвратить земельный участок с кадастровым номером № в муниципальную собственность Гурьевского муниципального округа.
Обязать администрацию Гурьевского муниципального округа (ИНН №) предоставить Дементий Анатолию Петровичу, ДД.ММ.ГГ года рождения, СНИЛС №, взамен ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером №, иной земельный участок, не имеющий обременений и обеспеченный инфраструктурой для строительства индивидуального жилого дома.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2024 года.
Судья: Курташова И.Ю