Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-195/2024 (2-1016/2023;) ~ М-921/2023 от 26.12.2023

УИД 61RS0043-01-2023-001194-03 № 2-195/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 февраля 2024 года ст. Милютинская

Морозовский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Целованьевой Н.А., при секретаре судебного заседания Гладченко В.А.,

с участием: помощника прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежного В.И., представителя ответчика Администрации Милютинского района по доверенности Сазоненко А.А., представителя третьего лица Отдела образования администрации МО «Милютинский район» по доверенности Чумакова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Милютинского района Ростовской области в интересах несовершеннолетних учащихся образовательной организации к МБОУ «Новодмитриевская СОШ», Администрации МО «Милютинский район», третье лицо: Отдел образования администрации МО «Милютинский район», об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Милютинского района Сеник А.А. обратился в суд, в защиту прав несовершеннолетних учащихся образовательной организации, со следующими требованиями:

1. Обязать МБОУ «Новодмитриевская СОШ» устранить нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», путем:

а) установки перед входом в здание МБОУ «Новодмитриевская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, тактильной таблички для людей с нарушением зрения с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);

б) оборудования краевых поступей на лестничном марше контрастными противоскользящими полосами.

2. Обязать администрацию МО «Милютинский район» обеспечить
финансирование вышеуказанных работ (товаров, услуг).

В обоснование своего иска, ссылается на выявленные в МБОУ «Новодмитриевская СОШ» нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и неустранении нарушений после вынесенного прокурором представления.

В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежный В.И. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Милютинского района по доверенности Сазоненко А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями была согласна, в своем отзыве просила суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что проект бюджета Милютинского района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов принят Милютинским районным Собранием депутатов 14.11.2023, расходы на изготовление тактильной таблички для людей с нарушением зрения и оборудование краевых поступей на лестничном марше контрастными противоскользящими полосами МБОУ «Новодмитриевская СОШ», не были предусмотрены в бюджете Милютинского района на 2024 год.

По предварительным расчетам для заключения договора на изготовление тактильной таблички и оборудования краевых поступей на лесничном марше необходимо 70 000 рублей.

Бюджет Милютинского района является высокодотационным, где доля дотаций составляет более 70 %, в связи с этим, Администрация в настоящий момент не имеет возможности исполнить заявленные исковые требования.

Согласно пункту 18 перечня поручений по итогам совещания Губернатора Ростовской области с членами Правительства Ростовской области и главами администраций муниципальных образований Ростовской области 27.02.2022 руководителям органов исполнительной власти поручено не допускать принятия новых расходных обязательств, не отнесенных к первоочередным расходам и реализации национальных проектов.

Согласно письма заместителя Губернатора Ростовской области -министра финансов per. от 28.02.2022 в первоочередном порядке определены приоритетные направления расходования средств:

1. Функционирование органов власти и муниципальных учреждений:

- заработная плата;

- выплаты, связанные с очередными трудовыми отпусками, минимальной необходимостью отъездов в командировки;

- выплата стипендий;

- обеспечение медикаментами, лекарственными препаратами, питанием, мягким инвентарем и обмундированием;

- услуги связи, вневедомственной охраны и транспортного обслуживания;

- вывоз мусора и твердых бытовых отходов, закупка горюче-смазочных материалов;

- оплата коммунальных услуг с учетом энергосберегающих мер;

- уплата налогов, пошлин и иных обязательных платежей;

-антитеррористическая и противопожарная защита муниципальных учреждений;

- исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета.

- объекты и мероприятия, реализуемые в рамках национальных проектов.

- переходящие объекты начатого строительства и капитального ремонта с учетом удорожания этих объектов.

- расходы за счет целевых федеральных средств и средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также на их софинансирование за счет средств областного бюджета.

- расходы за счет средств дорожного фонда.

- межбюджетные трансферты местным бюджетам в виде дотаций, иных МБТ.

- обслуживание и исполнение долговых обязательств муниципальных образований.

Учитывая тот факт, что прокурором Милютинского района в Морозовский районный суд Ростовской области в 2023 году подано 23 исковых заявления об обязании Администрацию Милютинского района выделить средства местного бюджета на оснащение 23 образовательных организаций Милютинского района системами экстренного оповещения, в случае удовлетворения заявленных требований, по предварительным расчетам на исполнение необходимо 6 670 000 рублей; 5 исковых заявлений об устранении нарушений Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случае удовлетворения исковых требований, по предварительным расчетам необходимо 350 000 руб.; 9 исковых заявлений об обеспечении безопасности учащихся при организации образовательного процесса (ремонт цоколя и отмостки здания, ремонт спортивного зала, ремонт асфальтового покрытия, ремонт ограждения), в случае удовлетворения исковых заявлений, по предварительным расчетам необходимо более 6 465 331 руб.

Кроме того, в 2023 году удовлетворены в полном объеме требования прокурора Милютинского района об обязании выделить средства местного бюджета по замене асфальтового покрытия на территории 9 (девяти) образовательных организаций. Для проведения работ по замене асфальтового покрытия необходимо 24 128 000 рублей. Указанные суммы для бюджета Милютинского района является неподъемными.

В связи с этим, Администрация Милютинского района вынуждена будет обращаться к Губернатору Ростовской области за выделением денежных средств из областного бюджета.

В судебном заседании представитель третьего лица Отдела образования администрации МО «Милютинский район» Чумаков А.И. с исковыми требованиями был согласен, просил об удовлетворении заявления ответчика об отсрочке исполнения решения суда.

Представитель ответчика МБОУ «Новодмитриевская СОШ», в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, направив свой письменный отзыв на иск в котором просят в случае удовлетворения исковых требований прокурора предоставить отсрочку исполнения решения суда на 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь на то, что денежные средства на приобретение и установку тактильной таблички, контрастных противоскользящих полос не были предусмотрены в бюджете Милютинского района на 2024 год, а также в связи с тем, что МБОУ «Новодмитриевская» СОШ ограничена в финансовых возможностях, по причине того, что её деятельность финансируется за счет бюджетных средств. Милютинский район является дотационным, где доля дотаций составляет более 70%, денежных средств в бюджете учреждения на немедленное принятие к исполнению предстоящего решения нет.

Исполнение исковых требований прокуратуры будет зависеть от принятия решения о финансировании вышеназванных мероприятий Администрацией Милютинского района.

Суд принял решение в порядке ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МБОУ «Новодмитриевская СОШ».

Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Пунктами 3 и 4 Приказа Министерства образования и науки РФ № 1309 от 9.11.2015 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. Ими же должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр утвержден «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Действие СП 59.13330.2020 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно п. 6.5.9 свода правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» информирующие тактильные таблички для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Из материалов дела следует, что прокуратурой района во исполнение прокуратурой Милютинского района во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 23.01.2018 № 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» проведена проверка соблюдения в образовательной организации прав и интересов инвалидов в части обеспечения для указанных категорий граждан общедоступности социальной инфраструктуры-объекта образования-МБОУ «Новодмитриевская СОШ», расположенной по адресу: <адрес>.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», перед входом в здание МБОУ «Новодмитриевская СОШ», не установлена тактильная табличка для людей с нарушением зрения с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов). Кроме того, краевые поступи на лестничном марше не оборудованы контрастными противоскользящими полосами.

По результатам проверки прокуратурой района 21.06.2023 руководителю образовательной организации внесено представление об устранении данных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены.

Так, согласно ответу руководителя образовательной организации, устранить нарушения, указанные в представлении прокуратуры района, не представляется возможным в связи с недостаточным финансированием.

Учредителем образовательной организации является администрация МО «Милютинский район».

Данные факты свидетельствуют о непринятии образовательной организацией мер, направленных на доступность образования для детей инвалидов, а также на доступность образовательной организации, как объекта социальной сферы, для иных лиц данной категории.

Несовершеннолетние воспитанники детского дошкольного учреждения не имеют возможности защитить свои права на обеспечение безопасных условий воспитания, в связи с чем прокурор пользуется своим правом на защиту прав.

Неисполнение со стороны ответчика социальных гарантий граждан является основанием для обращения прокурора в суд в порядке, установленном ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц.

Суд считает законным и обоснованным исковые требования прокурора Милютинского района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Ответчиками заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в связи с отсутствием в бюджете района необходимых денежных средств и планируемого источника на срок 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Суд полагает, что ходатайство представителей ответчиков об установлении отсрочки исполнения решения суда подлежит удовлетворению, и в решении необходимо установить срок устранения нарушений при содержании ООШ на срок 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Милютинского района Ростовской области, об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить.

Обязать МБОУ «Новодмитриевская СОШ» устранить нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» п. 6.5.9 Свода правил СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001» «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», путем:

а) установки перед входом в здание МБОУ «Новодмитриевская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, тактильной таблички для людей с нарушением зрения с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);

б) оборудования краевых поступей на лестничном марше контрастными противоскользящими полосами.

2. Обязать администрацию МО «Милютинский район» обеспечить
финансирование вышеуказанных работ (товаров, услуг).

Ответчикам предоставить срок для устранения нарушений - 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2024 года.

Судья:

2-195/2024 (2-1016/2023;) ~ М-921/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Милютинского района Ростовской области А.А.Сеник
Ответчики
МБОУ Новодмитриевская СОШ
Администрация МО "Милютинский район"
Другие
Сазоненко Анна Александровна
Гулый Светлана Витальевна
Отдел образования администрации МО "Милютинский район"
Чумаков Андрей Ильич
Суд
Морозовский районный суд Ростовской области
Судья
Целованьева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
morozovsky--ros.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2024Подготовка дела (собеседование)
23.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее