Дело №
УИД 59RS0007-01-2023-003167-19
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 26 февраля 2024 года
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Абдуллина И.Ш.,
при секретаре Шаламовой И.Н.,
с участием представителя истца ФИО3 по служебному удостоверению, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю - ФИО4 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Свердловского района г. Перми к ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «Дигас» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,
установил:
Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с учетом уточнения с иском к ФИО1, ООО «Дигас» о возложении обязанности в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных по адресу <адрес> эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. В ходе проверки проверены защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) № и №, по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарные номера ЗС ГО №, тип – убежище, класс № Данные объекты расположены в подвале 5-этажного многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> и принадлежат на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, помещения используются ООО «Дигас», руководителем которого является ФИО5 (супруга ФИО1). Спорные нежилые помещения являются убежищами и имеют соответствующие паспорта, подписанные ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки также установлено, что имеются нарушения законодательства о гражданской обороне, помещения не готовы к приему укрывающихся, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель истца в судебном заседании не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в заявлении доводам.
Ответчики в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещались надлежащим образом.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования.
Третьи лица МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», Администрация г. Перми, Администрация Свердловского района г. Перми в судебное заседание представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей, ранее в судебных заседаниях поддержали заявленные требования, направили письменные отзывы, в которых также поддержали заявленные требования.
При указанных обстоятельствах, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом положений статей 113, 155, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного заседания, мнения присутствовавших лиц, во избежание затягивания сроков судебного разбирательства, суд посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.
Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного закона).
В соответствии с пунктом 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 (далее – Порядка №1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка № в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ФИО7 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт ДД.ММ.ГГГГ); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт ДД.ММ.ГГГГ).
В силу пункта 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно пункту 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Требования к содержанию ЗС ГО содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее – Правила).
В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
На основании пункта 6.2.1 Правил Обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее ДД.ММ.ГГГГ см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц. Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 6.2.3 Правил маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.
В силу пунктов 1.8 и 3.2.1 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Правил встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения, в том числе под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.
Для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера (пункт 1,6 Правил).
Пунктом 3.6 Правил предусмотрен перечень документов, которые должны находится в ЗС ГО: В ЗС ГО должна быть следующая документация: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкция по обслуживанию ДЭС; Инструкция о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схема эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов.
Судом установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о ЗС ГО.
В ходе проверки проверены ЗС ГО № и №, по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарные номера ЗС ГО № и № тип – убежище, класс А-V.
Данные объекты расположены в подвале 5-этажного многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> и принадлежат на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорные нежилые помещения являются убежищами и имеют соответствующие паспорта, подписанные ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных паспортов, учетных карточек следует, что в мирное время убежище эксплуатирует ООО «Дигас».
Также в ходе проверки установлено наличие следующих нарушений:
- не обозначены маршруты движения к ЗС ГО в соответствии с п. 6.2.3 Правил;
- не обозначены ЗС ГО путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в ЗС ГО в соответствии с п.6.2.1 Правил;
- не организовано обеспечение сохранности и ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; обеспечение эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов (защитно-герметические двери, фильтровентиляционное оборудование, баки запаса питьевой воды, электроснабжение) в соответствии с п.1.8 и п. 3.2.1 Правил;
- не обеспечена автоматическая система пожаротушения в соответствии с п 3.1.2 Правил;
- ЗС ГО не обеспечены запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговых и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых в соответствии с п.1.6 Правил;
- не обеспечено наличие и ведение документации в соответствии с п. 3.6 Правил.
Поскольку до настоящего времени спорные помещения своего статуса как ЗС ГО не утратило, оно должно быть приведено в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
При этом, суд учитывает, что законодательством не предусмотрена обязанность физического лица по содержанию ЗС ГО, в связи с чем, данная обязанность должна быть возложена на ООО «Дигас», как организацию эксплуатирующую ЗС ГО в мирное время, доказательства иному суду не представлены.
Применительно к правилам пункта 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено с учетом необходимости совершить комплекс мероприятий, установленных действующим законодательством, в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок следует считать разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Дигас» (ИНН 5904015257, ОГРН 1025900924) обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях гражданской обороны № и №, расположенных по адресу <адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- обозначить маршруты движения к защитным сооружениям гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.3 Правил;
- обозначить защитные сооружения гражданской обороны путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с п.6.2.1 Правил;
- организовать обеспечение сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; обеспечение эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов (защитно-герметические двери, фильтровентиляционное оборудование, баки запаса питьевой воды, электроснабжение) в соответствии с п.1.8 и п. 3.2.1 Правил;
- обеспечить автоматическую систему пожаротушения в соответствии с п 3.1.2 Правил;
- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговых и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых в соответствии с п.1.6 Правил;
- обеспечить наличие и ведение документации в соответствии с п. 3.6 Правил.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья – подпись
Копия верна
Судья И.Ш. Абдуллин
(мотивированное решение изготовлено 20.03.2024)
Подлинник подшит в дело №2-192/2024 Свердловского районного суда г. Перми
УИД 59RS0007-01-2023-003167-19