Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-192/2024 (2-4754/2023;) ~ М-2536/2023 от 02.05.2023

Дело

УИД 59RS0007-01-2023-003167-19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                     26 февраля 2024 года

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Абдуллина И.Ш.,

при секретаре Шаламовой И.Н.,

с участием представителя истца ФИО3 по служебному удостоверению, представителя третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю - ФИО4 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Свердловского района г. Перми к ФИО1, Обществу с ограниченной ответственностью «Дигас» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,

установил:

    Прокурор Свердловского района г. Перми обратился в суд с учетом уточнения с иском к ФИО1, ООО «Дигас» о возложении обязанности в течение ДД.ММ.ГГГГ месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях гражданской обороны, расположенных по адресу <адрес> эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ .

    В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. В ходе проверки проверены защитные сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) и , по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарные номера ЗС ГО , тип – убежище, класс Данные объекты расположены в подвале 5-этажного многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> и принадлежат на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, помещения используются ООО «Дигас», руководителем которого является ФИО5 (супруга ФИО1). Спорные нежилые помещения являются убежищами и имеют соответствующие паспорта, подписанные ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки также установлено, что имеются нарушения законодательства о гражданской обороне, помещения не готовы к приему укрывающихся, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

         Представитель истца в судебном заседании не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения по изложенным в заявлении доводам.

Ответчики в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещались надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования.

Третьи лица МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты», Администрация г. Перми, Администрация Свердловского района г. Перми в судебное заседание представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей, ранее в судебных заседаниях поддержали заявленные требования, направили письменные отзывы, в которых также поддержали заявленные требования.

При указанных обстоятельствах, исходя из принципа диспозитивности сторон, согласно которому стороны самостоятельно распоряжаются своими правами и обязанностями, осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе (статьи 1, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также исходя из принципа состязательности (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с учетом положений статей 113, 155, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполнения судом надлежащим образом обязанности по извещению сторон о времени и месте судебного заседания, мнения присутствовавших лиц, во избежание затягивания сроков судебного разбирательства, суд посчитал возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства.

Выслушав присутствовавших лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28 "О гражданской обороне", гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного закона).

В соответствии с пунктом 2 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 (далее – Порядка №1309), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно ФИО7 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт ДД.ММ.ГГГГ); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт ДД.ММ.ГГГГ).

В силу пункта 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ , согласно пункту 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Требования к содержанию ЗС ГО содержатся в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее – Правила).

В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

На основании пункта 6.2.1 Правил Обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путем нанесения установленного знака на видном месте при всех входах в ЗС ГО. Знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее ДД.ММ.ГГГГ см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц. Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 6.2.3 Правил маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО.

В силу пунктов 1.8 и 3.2.1 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 3.1.2 Правил встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения, в том числе под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения.

Для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера (пункт 1,6 Правил).

Пунктом 3.6 Правил предусмотрен перечень документов, которые должны находится в ЗС ГО: В ЗС ГО должна быть следующая документация: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; Журнал оценки технического состояния ЗС ГО; Сигналы оповещения гражданской обороны; План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО; Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО; Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО; Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты; Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; Инструкция по обслуживанию ДЭС; Инструкция о мерах пожарной безопасности; Правила поведения укрываемых в ЗС ГО; Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; Журнал учета работы ДЭС; Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; Схема эвакуации укрываемых из очага поражения; Список телефонов.

Судом установлено, что прокуратурой Свердловского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о ЗС ГО.

В ходе проверки проверены ЗС ГО и , по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарные номера ЗС ГО и тип – убежище, класс А-V.

Данные объекты расположены в подвале 5-этажного многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> и принадлежат на праве собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Спорные нежилые помещения являются убежищами и имеют соответствующие паспорта, подписанные ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных паспортов, учетных карточек следует, что в мирное время убежище эксплуатирует ООО «Дигас».

Также в ходе проверки установлено наличие следующих нарушений:

- не обозначены маршруты движения к ЗС ГО в соответствии с п. 6.2.3 Правил;

- не обозначены ЗС ГО путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в ЗС ГО в соответствии с п.6.2.1 Правил;

- не организовано обеспечение сохранности и ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; обеспечение эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов (защитно-герметические двери, фильтровентиляционное оборудование, баки запаса питьевой воды, электроснабжение) в соответствии с п.1.8 и п. 3.2.1 Правил;

- не обеспечена автоматическая система пожаротушения в соответствии с п 3.1.2 Правил;

- ЗС ГО не обеспечены запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговых и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых в соответствии с п.1.6 Правил;

- не обеспечено наличие и ведение документации в соответствии с п. 3.6 Правил.

Поскольку до настоящего времени спорные помещения своего статуса как ЗС ГО не утратило, оно должно быть приведено в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.

При этом, суд учитывает, что законодательством не предусмотрена обязанность физического лица по содержанию ЗС ГО, в связи с чем, данная обязанность должна быть возложена на ООО «Дигас», как организацию эксплуатирующую ЗС ГО в мирное время, доказательства иному суду не представлены.

Применительно к правилам пункта 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено с учетом необходимости совершить комплекс мероприятий, установленных действующим законодательством, в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок следует считать разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Дигас» (ИНН 5904015257, ОГРН 1025900924) обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитных сооружениях гражданской обороны и , расположенных по адресу <адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , а именно:

- обозначить маршруты движения к защитным сооружениям гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.3 Правил;

- обозначить защитные сооружения гражданской обороны путем нанесения установленного знака на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны в соответствии с п.6.2.1 Правил;

- организовать обеспечение сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; обеспечение эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов (защитно-герметические двери, фильтровентиляционное оборудование, баки запаса питьевой воды, электроснабжение) в соответствии с п.1.8 и п. 3.2.1 Правил;

- обеспечить автоматическую систему пожаротушения в соответствии с п 3.1.2 Правил;

- обеспечить защитные сооружения гражданской обороны запасами (резервами) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговых и других медицинских изделий для оказания первой помощи на расчетное количество укрываемых в соответствии с п.1.6 Правил;

- обеспечить наличие и ведение документации в соответствии с п. 3.6 Правил.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья – подпись

Копия верна

Судья                                И.Ш. Абдуллин

(мотивированное решение изготовлено 20.03.2024)

Подлинник подшит в дело №2-192/2024 Свердловского районного суда г. Перми

УИД 59RS0007-01-2023-003167-19

2-192/2024 (2-4754/2023;) ~ М-2536/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Свердловского района г. Перми
Ответчики
Осипов Антон Георгиевич
ООО «Дигас»
Другие
ГУ МЧС России по Пермскому краю
МКУ "Пермское городское управление гражданской защиты"
Администрация Свердловского района г. Перми
Администрация г. Перми
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Абдуллин Ильяс Шахитович
Дело на странице суда
sverdlov--perm.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.07.2023Предварительное судебное заседание
31.08.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.11.2023Предварительное судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
09.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее