2-571/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре Андаевой Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «Новоселенгинское» об обязании провести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Гусиноозерский межрайонный прокурор просит обязать администрацию МО СП «Новоселенгинское» обустроить контейнерными площадками для сбора твердых коммунальных отходов на территории кладбища, расположенного на территории с.Поворот Селенгинского района Республики Бурятия, путем оборудования указанной площадки твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также самими контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Салихов Р.Д. исковые требования уточнил, просил обязать Администрацию МО СП «Новоселенгинское организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории кладбища, расположенного на территории с.Поворот Селенгинского района Республики Бурятия, путем заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Глава Администрации МО СП «Новоселенгинское» Дамбаев Б.Д., уточненные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Представитель администрации МО СП «Новоселенгинское» Жигжитов А.Д.-С., действующий на основании доверенности, поддержал позицию главы Администрации МО СП «Новоселенгинское».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
Согласно статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Согласно статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами городских (сельских) поселений за городскими (сельскими) поселениями могут закрепляться также другие вопросы их числа предусмотренных частью 1 указанной статьи вопросов местного значения городских поселений.
В силу пункта 21 части 1 статьи 2 и пункта 25 части 1 статьи 28 Устава МО СП «Новоселенгинское», принятого решением сессии Совета депутатов МО СП «Новоселенгинское» от ДД.ММ.ГГГГ № №, вопросом местного значения поселения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении, все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий".
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории СП «Новоселенгинское» имеется 2 кладбища: <адрес>, №, S-21051 кв.м.; п. Поворот, №, S-12 кв.м. На территории кладбищ контейнерные площадки для сбора ТКО отсутствуют.
Распоряжением №№ от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО СП «Новоселенгинское» решено провести консервацию кладбища п. Поворот, расположенного на берегу р. Чикой, запретить захоронения. Жителям п. Поворот осуществлять захоронения на кладбище <адрес>.
Данное распоряжение обусловлено тем, что решением комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности МО «Селенгинский район» №№ от ДД.ММ.ГГГГ №№ « О переводе органов управления и сил Селенгинского звена ТП РСЧС Республики Бурятия в режим функционирования «Повышенная готовность» в границах населенного пункта п. Поворот МО СП «Новоселенгинское», обусловленное угрозой размыва берега р. Чикой у сельского кладбища на основании решения сельского схода жителей п. Поворот от ДД.ММ.ГГГГ
Судом в соответствии со статьями 39, 173 ГПК РФ принимается признание иска ответчиком, поскольку данное признание иска не противоречит требованиям законодательства, не нарушает права и интересы иных лиц. Ответчик имеет право признания иска в силу своих правомочий. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО СП «Новоселенгинское» как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО СП «Новоселенгинское» (ИНН 0318002056) срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории кладбища, расположенного на территории с.Поворот Селенгинского района Республики Бурятия, путем заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 01.08.2023.
Судья Б.В.Сагаева