Дело № 2-509/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В., при секретаре Саловой В.Г.,
с участием истицы Фирсовой В.Д., третьего лица Гонтарь Н.Ю., рассмотрев 5 декабря 2013 года в с. Ольховка в открытом судебном заседании дело по иску Фирсовой Вассы Дементьевны к Фирсову Максиму Александровичу, Фирсову Виталию Александровичу, Фирсовой Дарье Александровне, Фирсовой Татьяне Юрьевне о признании права собственности на наследственное имущество в виде автомобильного прицепа,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд по следующим основаниям: она является матерью и наследницей первой очереди ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ года. На момент смерти сыну принадлежал на праве собственности автомобильный прицеп марки <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, шасси № №, кузов № №, регистрационный знак №. После смерти сына никто из наследников к нотариусу для оформления наследства не обращался. В связи с тем, что на момент открытия наследства она испытывала финансовые трудности, оформить наследство не смогла. В настоящее время она обратилась к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство, однако из-за отсутствия ПТС на прицеп, нотариус отказался выдать ей свидетельство. ПТС в настоящее время утерян, органы ГИБДД отказываются выдать ей дубликат ПТС, так как она не является собственницей прицепа. Истица просит суд вынести решение о признании за нею права собственности на указанный выше автомобильный прицеп.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования.
Ответчики Фирсов М.А., Фирсов В.А., Фирсова Д.А., Фирсова Т.Ю. в судебное заседание не явились. Суд с согласия истицы определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Гонтарь Н.Ю. в судебном заседании иск не признала, мотивировав свое несогласие с иском обидой на свою бывшую свекровь и тем, что она является поручителем по кредиту, который при жизни оформил ФИО2, хотя понимает, что она не является наследником ФИО2
Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно свидетельства о смерти ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Согласно свидетельства о рождении истица является матерью ФИО2 и в соответствие со ст. 1142 ГК РФ - наследницей первой очереди по закону.
Согласно свидетельства о регистрации транспортного средства, карточки учета транспортного средства и справки РЭО ФИО2 являлся собственником легкового прицепа <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, № шасси №, № кузова №, гос. регистрационный знак №
Согласно ст. 218 ч. 2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст.1115 ГК РФ является его последнее место жительства. Согласно ст. 1112 ч. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. И в силу требований ст. 1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
Умершему ФИО2 на момент открытия наследства принадлежал на праве собственности указанный выше легковой прицеп, который и подлежал включению в состав наследственного имущества.
Согласно справки нотариуса Ольховского района после смерти ФИО2 к нему поступили три заявления от детей умершего: Фирсова Виталия Александровича, Фирсова Максима Александровича и Фирсовой Дарьи Александровны об отказе от наследства в пользу супруги наследодателя – Фирсовой Татьяны Юрьевны.
Согласно ст. 1153 ч. 1 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Однако, в судебном заседании установлено, что Фирсова Т.Ю. не входит в число наследников ФИО2, так как на момент его смерти не являлась его женой в виду того, что брак между ними расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № 43 Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ст. 25 ч.1 Семейного Кодекса РФ брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 1158 ГК РФ отказ от наследства допускается только в пользу наследников любой очереди, однако Фирсова Т.Ю. на момент смерти ФИО2 не входила в круг его наследников по закону и отказ от наследства других его наследников в её пользу недопустим.
Однако заявления детей умершего ФИО2, поданные нотариусу, не могут свидетельствовать о принятии ими наследства после смерти отца, так как содержание этих заявлений свидетельствует об отказе от наследства.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО2 являлись его мать Фирсова В.Д. (истица), его дети: Фирсов В.А., Фирсов М.А. и Фирсова Д.А.
Также установлено, что никто из этих наследников в установленном ст. 1153 ч.1 ГК РФ порядке в наследство не вступал.
Согласно положений ст. 1153 ч.2 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено, что на момент смерти ФИО2 проживал со своей сожительницей Гонтарь Н.Ю. в <адрес>, был зарегистрирован по месту постоянного проживания в <адрес> (в доме своей бывшей жены), а также был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> (в доме своей матери). Спорный легковой прицеп в момент смерти ФИО2 находился в <адрес> и в настоящее время находится там же у Гонтарь Н.Ю. После смерти сына Фирсова В.Д. ездила в <адрес> к сожительнице сына Гонтарь Н.Ю., чтобы забрать имущество сына, в том числе и легковой прицеп. Однако прицеп ей не отдали. Фирсовой В.Д. удалось забрать только часть личных вещей сына: его форменный парадный костюм. Больше ей ничего из вещей сына не отдали, хотя она приезжала в <адрес> неоднократно и даже с двумя сотрудниками полиции. И эти действия Фирсова В.Д. произвела до истечения шестимесячного срока после даты смерти сына. Кроме костюма, у неё дома в <адрес> остались принадлежащие сыну вещи, а именно: его ульи для пчел, медогонка и другие принадлежности для разведения пчел. Эти вещи хранятся у неё в сарае, она ими владеет и никому не собирается отдавать. Также у неё дома остался альбом сына с фотографиями.
Эти обстоятельства подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО11 и третье лицо Гонтарь Н.Ю.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Фирсова В.Д., являясь наследником по закону первой очереди, фактически приняла часть наследства после смерти своего сына ФИО2, к которой суд относит личные вещи умершего в виде парадного военного костюма, альбома с фотографиями, а также пчелиные ульи и другие принадлежности для разведения пчел, тем самым совершила действия к фактическому принятия другой части наследства, что согласно п. 35 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследстве» свидетельствует о принятии наследства.
Согласно ст. 1152 ч.2 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, Фирсова В.Д., приняв в установленном порядке часть наследства своего сына, приняла оставшуюся часть наследства в виде легкового прицепа.
Согласно ст.1152 ч. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, Фирсова В.Д. в настоящее время владеет на праве собственности легковым прицепом ПТИУС, 1999 года выпуска, № шасси 002162, № кузова 0002163, гос. регистрационный знак ВО 4009 34.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать за Фирсовой Вассой Дементьевной право собственности на легковой прицепом <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, № шасси №
№ кузова №, гос. регистрационный знак №, зарегистрированный на имя ФИО2.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Волгоградский облсуд через Ольховский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья :