УИД 18RS0001-01-2022-002249-26
Дело №12-283/2022
Р Е Ш Е Н И Е
14 сентября 2022 года город Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Антюганова А.А., при секретаре Боталовой А.В., с участием помощника прокурора Ленинского района г.Ижевска Нуркаева З.М., представителя председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. – Прокопьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном материалы административного дела по жалобе представителя Субботина А. В. – Субботиной А. В. на постановление заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 об отказе в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В., на постановление и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 об оставлении жалобы Субботиной А.В. без удовлетворения, определения заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 без изменения,
У С Т А Н О В И Л:
Определением заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 жалоба Субботиной А.В. оставлена без удовлетворения, определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, представитель Субботина А.В. – Субботина А.В. обратилась в суд с жалобой на постановление и определение по делу об административном правонарушении. В жалобе заявитель просит их отменить, указав, что председателем СНТ «Холодный ключ №2» Фоминых С.В. в нарушение ст. 5.39 КоАП РФ не предоставлены копии протокола правления СНТ от 29.01.2022, протоколов решений общих собраний членов СНТ от 16.05.2021 и от 06.06.2021. Сведения представленные в ответ на запрос о наличии протокола правления СНТ от 29.01.2022 является недостоверной, т.к. в ответ и.о. прокурора Ленинского района ФИО6 от 21.03.2022 № 528ж-2022 транслируется информация о том, что заседания правления СНТ в 2021-2022 гг. протоколами не оформлялись. Кроме того, подлинность документа вызывает сомнения, т.к. подпись ФИО4 по сравнению с другим документом выглядит непохожей, оттиск печати на нем не соответствует действительной печати СНТ. По данному факту подано сообщение о преступлении, предусмотренного ст. 327 УК РФ.
В постановлении и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска ФИО6 отказывает в удовлетворении жалобы, апеллируя тем, что обязанности Товарищества по разъяснению заявителям порядка получения копий документов законом не предусмотрена, хотя законодателем четко определен порядок почтового направления ответа на обращение. Считает, что поскольку Федеральным законом № 217-ФЗ не установлен порядок рассмотрения обращений граждан, то на все обращения граждан, адресованные СНТ «Холодный ключ №2» распространяется порядок, предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ распространяет порядок и на рассмотрение обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции государственным и муниципальными учреждениями, иным организациями и из должностным лицами, к котором относится в том числе садоводческое некоммерческое товарищество. В силу ч. 1 ст. 12 вышеуказанного закона, срок предоставления ответа на запрос, поступивший 28.02.2022, наступил 28.03.2022 и учитывая 3- месячный срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, он истекает 28.06.2022 г.
Обжалуемое постановление было получено 14.06.2022 г.
Потерпевший Субботин А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Защитник Субботина А.В. – Субботина А.В., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела в суд не представлено.
Помощник прокурора Ленинского района г.Ижевска Нуркаев З.М. в судебном заседании возражал против доводов жалобы, кроме того, пояснил, что сроки привлечения к административной ответственности истекли.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО4 – ФИО8, действующая на основании нотариальной доверенности, представила суду письменные возражения на жалобу, в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
С учетом того, что постановление и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска ФИО6 было получено Субботиным А.В. 14.06.2022, а жалоба подана 24.06.2022, то есть в установленный десятидневный срок, она подлежит рассмотрению по существу. Материалы административного дела, надзорного производства иных сведений о раннем вручении постановления не содержат.
Согласно ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических лиц. Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.39, 5.59, 5.61 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В силу статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при отсутствии состава административного правонарушения.
Названные выше нормы являются императивными, законодателем каких-либо исключений для их применения не установлено.
Понятие административного правонарушения, в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Пунктом 13 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) к полномочиям правления товарищества отнесено рассмотрение заявлений членов товарищества.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О введении гражданами садовничества и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены товарищества имеет право в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества.
Также члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии:
1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;
2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
6) финансово-экономического обоснования размера взносов;
7) иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.
Аналогичные права членов товарищества отражены в пунктах 4.3.8, 12.9, СНТ «Холодный ключ №2».
Из материалов дела, материалов надзорного производства № 1095ж-2022/20940025 прокуратуры Ленинского района г. Ижевска установлено, что 25.03.2022 в прокуратуру Ленинского района г.Ижевска от представителя Субботина А.В. - Субботиной А.В. поступило заявление по вопросу нарушения прав по получение информации со стороны председателя правления СНТ «Холодный ключ №2» Фоминых С.В., привлечении его к административной ответственности по статье 5.39 КоАП РФ.
В ходе проведенной проверки заявления представителя Субботина А.В. - Субботиной А.В. должностным лицом прокуратуры установлено, что по результатам рассмотрения указанного заявления от 22.02.2022, поступившего в СНТ «Холодный ключ №2» 28.02.2022, председателем товарищества 17.03.2022 направлен ответ по указанному в запросе адресу с разъяснением порядка ознакомления с истребуемыми документами, а также выдаче копий документов, что также подтверждается письменными объяснениями председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. от 25.04.2022 г. Также согласно объяснений Субботины также приглашались для ознакомления с документами и выдачей их копий как в устной так и в письменной форме, что подтверждается протоколом заседания правления СНТ. Вместе с тем Субботины не изъявили желания ознакомиться с документами до настоящего времени.
Определением заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» ФИО4, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 жалоба Субботиной А.В. оставлена без удовлетворения, определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 без изменения.
Оснований не согласиться с выводами, сделанными в оспариваемых постановлениях у судьи не имеется, поскольку они сделаны с учетом фактических обстоятельств дела, установленных в ходе проверки, соотнесенных с требованиями действующего законодательства.
Как следует из содержания указанных выше положений Закона N 217-ФЗ, предоставление товариществом его членам копий документов, предусмотренных законом, осуществляется на платной основе с целью покрытия затрат товарищества при реализации права указанных лиц на предоставление копий документов. С учетом изложенного судья полагает, что председателем СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. своевременно и по существу было рассмотрено заявление представителя Субботина А.В. – Субботиной А.В. от 22.02.2022, на которое дан ответ с разъяснением порядка ознакомления с документами Товарищества и получения их копий, что исключает суждение о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022, постановлением и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 отвечают требованиям, предусмотренным частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: в нем содержатся основанные на результатах проведенной проверки подробные выводы применительно к доводам жалобы представителя Субботина А.В. – Субботиной А.В., которые касаются административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.39 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ, сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ, ее положения не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока; в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Такое правонарушение, как неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральным законом, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного представлением.
В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ следует исчислять со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Заявление представителем Субботина А.В. – Субботиной А.В. в адрес СНТ «Холодный ключ № 2» от 22.02.2022 было направлено 23.02.2022 и получено товариществом 28.02.2022 г.
В данном случае событие административного правонарушения наступило на следующий день по истечении 30-дневного срока предоставления информации, то есть 29.03.2022 г.
Следовательно, срок давности привлечения председателя СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, начал исчисляться с 29.03.2022, и истек 29.06.2022 г. Сведений, указывающих на приостановление срока давности привлечения председателя СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. к административной ответственности, материалы дела не содержат. Привлечение председателя СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. к административной ответственности после 29.06.2022 является недопустимым.
По истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Из положений указанных норм следует, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о возобновлении производства по делу обсуждаться не может.
Возможность обсуждения вопросов о виновности лица в совершении административного правонарушения после истечения сроков давности привлечения к ответственности, положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не предусмотрена.
Учитывая, что событие, на которое указано в заявлении представителя Субботина А.В. – Субботиной А.В. председатель правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В. дал ответ на обращение 17.03.2022, то на дату рассмотрения заявления судом установленные сроки давности истекли, в этой связи вопрос о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и о виновности лица в совершении административного правонарушения обсуждаться не может.
С учетом изложенного, оснований для отмены определения заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022, которым отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также постановления и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 жалоба Субботиной А.В., которым оставлена без удовлетворения, определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 без изменения не имеется.
С доводами жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться в соответствии со ст. 12 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ», согласиться нельзя на основании следующего.
Согласно ст. 1 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Статьями 4, 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О введении гражданами садовничества и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Председатель товарищества является единоличным исполнительным органом товарищества.
Таким образом, действие федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» не распространяется на действия председателя садоводческого некоммерческого товарищества.
Истечение установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и применение указанного обстоятельства не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022, которым отказано в возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.39 КоАП РФ в отношении председателя правления СНТ «Холодный ключ № 2» Фоминых С.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также постановление и.о. прокурора Ленинского района г.Ижевска Соколова С.О. от 17.05.2022 жалоба Субботиной А.В., которым оставлена без удовлетворения, определение заместителя прокурора Ленинского района г.Ижевска Иванова М.В. от 25.04.2022 - оставить без изменения, жалобу представителя Субботина А. В. – Субботиной А. В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховном суде Удмуртской Республики через районный суд.
Судья А.А. Антюганова