Дело № 2-1656/2023
УИД 33RS0003-01-2022-002493-74
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2023 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Пруцковой Е.А.,
при секретаре Григорьевой А.О.,
с участием
истца Малинина В.Г.,
представителя ответчика Бурцевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимир гражданское дело по иску Малинина Владимира Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы и установлении повышения фиксированной выплаты,
установил:
Малинин В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Владимирской области (далее – ГУ ОПФР по Владимирской области) о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы и установлении повышения фиксированной выплаты.
В обоснование иска указал, что является получателем страховой пенсии по старости. 04.07.2022 обратился к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельской местности. Решением ГУ ОПФР по Владимирской области № 137819/22 ему было отказано в перерасчете пенсии на том основании, что период работы в должности водителя автобуса в совхозе «......» с 01.01.1992 не включается в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку отсутствует занятость на работах и в производствах растениеводства, животноводства, рыболовства, предусмотренных соответствующим Списком. Не был включен в льготный стаж период работы с совхозе ......» с 28.01.1974 по 31.10.1974 в должности слесаря и водителя, в связи с чем стаж работы в
С учетом изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 132-134), просил суд:
- признать незаконным и отменить решение ГУ ОПФР по Владимирской области № 137819/22 об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2-13 «О страховых выплатах»;
- включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы в совхозе «......» с 23.05.1974 по 31.10.1974 в должности слесаря и шофера 3 класса (с 01.08.1974) и с 01.01.1992 по 10.01.2006 в должности шофера автобуса, установив повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 01.08.2022.
Взыскать с ГУ ОПФР по Владимирской области расходы на оплаты услуг представителя в размере 30 000 руб.
В судебном заседании истец Малинин В.Г. поддержал уточненные исковые требования, указал, что в настоящее время продолжает работать.
Представитель ответчика ОСФР по Владимирской области Бурцева О.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2023 № 5 (л.д. 182), возражала против удовлетворения требований по основаниям, приведенным в решении об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты. Указала, что по сведениям персонифицированного учета Малинин В.Г. работал в период с 01.08.2022 по 31.12.2022.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительной предмета спора, администрация Селивановского района, привлеченное к участию в деле определением суда от 30.08.2022 (л.д. 52), извещенное о дате и времени судебного заседания (л.д. 192), представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д. 193).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Малинин В.Г. является получателем страховой пенсии по старости.
04.07.2022 истец обратился в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, проработавшему не менее 30 календарных лет в сельской местности.
Решением ГУ ОПФР по Владимирской области № 137819/22 Малинину В.Г. было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты в связи с тем, что стаж работы в сельской местности составил 15 лет 8 месяцев 4 дня вместо требуемого стажа 30 лет (л.д. 12).
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которым установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 16 ст. 17 списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ (далее – Правила).
В соответствии с положениями п.4 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года N 1440, работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г. может быть учтена при исчислении стажа независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктами 5(1) и 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:
а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;
б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с трудовой книжкой (л.д.13-16) Малинин В.Г.:
- 01.08.1972 принят слесарем МРМ;- 28.01.1974 направлен на курсы шоферов;
- 01.08.1974 в связи с окончанием курсов шоферов зачислен шофером 3 класса;
- 01.11.1974 уволен из совхоза «......» в виду призыва в Советскую Армию;
- с 05.11.1974 по 01.11.1976 служба в Советской Армии;
- 01.12.1976 принят в совхоз «......» шофером 3 кл.;
- 02.01.1978 уволен из совхоза ввиду перемены места жительства;
- 20.01.1978 по 17.11.1978 служба в органах внутренних дел;
- 27.11.1978 принят на работу шофером автобуса;
- 02.02.1993 совхоз «......» переобразован в товарищество с ограниченной ответственностью /Акционерное общество закрытого типа «......»;
- 05.05.2000 АО «......» переобразован в СПК «Луч» (сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «......»;
- 11.01.2006 уволен в порядке перевода водителем школьного автобуса в МОУ «Первомайская основная общеобразовательная школа».
При этом в стаж работы в сельском хозяйстве включены следующие периоды работы истца:
- с 01.08.1972 по 27.01.1974 в качестве слесаря МРМ;
- с 01.12.1976 по 02.01.1978 в качестве шофера;
- с 27.11.1978 по 31.12.1991 в качестве водителя автобуса.
Данные периоды включены в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку до 01.01.1992 работа включалась вне зависимости от наименования должности.
Разрешая требования Малинина В.Г. о включении в стаж работы в сельском хозяйстве в совхозе «......» периода с 23.05.1974 по 31.10.1974 в должности слесаря и шофера 3 класса (с 01.08.1974) суд приходит к следующему.
В материалы дела представлено свидетельство ДС № 008220 от 17.05.1974, выданное Малинину В.Г. в том, что он обучался с 28.01.1974 по 22.05.1974 в Муромском ОМК по программе шофер 3 кл. (л.д.21).
Таким образом, судом установлено, что в период с 23.05.1974 истец работал в совхозе «......» слесарем МРМ и с 01.08.1974 шофером, в связи с чем период работы с 23.05.1974 по 31.10.1974 подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве в совхозе «......».
Разрешая заявленные требования о включении в стаж работы в сельском хозяйстве спорного периода с 01.01.1992 по 10.01.2006 суд приходит к следующему.
Данный период не включен в сельский стаж, поскольку в этот период истец в соответствии с трудовой книжкой работал шофером автобуса, в то время как в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, поименованы водители автомобиля (шофер) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Как следует из материалов дела основным видом деятельности учреждения, в которой осуществлял трудовую деятельность истец в период с 01.01.1992 по 10.01.2006 в должности шофера, являлось сельское хозяйство (растениеводство, животноводство).
Указанное обстоятельство подтверждается ответом на запрос суда, представленным Комитетом по экономике администрации Селивановского района Владимирской области от 12.09.2022 № 284 (л.д.57), согласно которому СПК (колхоз) «Луч», ликвидированный 24.06.2014, имел статус сельхозтоваропроизводителя, основные виды хозяйственной деятельности:
Растениеводство.
1.1.Полеводство:
- выращивание зерновых культур;
- выращивание кормовых культур;
- выращивание картофеля (до 2001 года);
2. Животноводство.
2.1.Молочно-мясное скотоводство:
- производство молока;
- производство мяса крупного рогатого скота;
2.2. Свиноводство (до 1997 года):
- производство мяса свиней.
Согласно исторической справке (л.д.59) 13.03.1965 колхоз «Луч» Селивановского района преобразован в совхоз «......» с. ......
Работа истца в спорный период в должности шофера в СПК «......» также подтверждается путевыми листами (л.д. 84-113) от 06.01.1992, 30.12.1992, 19.01.1993, 23.01.1993, 21.07.1995, 19,20.05.1997, 14.08.1998, 17.08.1998, 30.05.2002, 1-2.06.2002, 15-16.06.2002,19.06.2022, 20.06.2022, 27-28.06.2002, 29.06.2003, 30.06.2003, 02.07.2003, 02.01.1992, 03.01.1992, 04.01.1992, 26.05.2002, 09.06.2002, 29.06.2002, 29.05.2002, 01.01.1993, 24.01.1993, 20.07.1995, 18-19.07.1995, 17.07.1995, 11.08.1998.
Также Малинин В.Г., работая водителем в указанный период, награждался денежной премией в соответствии с приказом № 117-к от 15.10.1999, № 169-к от 30.10.2000 в связи с профессиональным праздником Днем работников Сельского хозяйства (л.д.114-115), № 58-к от 26.06.1999 за обеспечение бесперебойной перевозки людей в весенне-полевые работы (л.д. 118), от 23.10.2002 № 9 (л.д. 49). Также в данный период работы в СПК «......» имелись иные поощрения и надбавки к окладу по результатам трудовой деятельности (л.д. 116-119, 121).
Вид деятельности СПК «......» и профессия водитель поименованы в соответствующих разделах в списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года N 1440.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения периода с 01.01.1992 по 10.01.2006 в стаж работы истца в сельском хозяйстве.
Принимая во внимание выводы данного решения, стаж работы истца в сельском хозяйстве составит 30 лет 04 месяца 23 дня, что дает ему право установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Вместе с тем, по сведениям индивидуального персонифицированного учета Малинин В.Г. в период с 01.08.2022 по 31.12.2022 осуществлял трудовую деятельность.
В судебном заседании 09.06.2023 истец также указал, что работает по настоящее время.
Учитывая изложенное, требование истца об установлении ему повышенной фиксированной выплаты с 01.08.2022 удовлетворению не подлежит, поскольку такая выплата устанавливается лицам, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию.
Между тем суд не находит оснований для признания решения ГУ ОПФР по Владимирской области № 137819/22 незаконным, поскольку должность истца не поименована Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1440, а факт работы Малинина В.Г. в сельском хозяйстве установлен настоящим решением на основании представленных документов.
Разрешая требования истца о возмещении судебных расходов по оплате услуг представителя суд полагает, что они подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
Представитель истца адвокат Лапшова А.Е. представляла интересы истца на основании ордера № 177595 от 30.08.2022 (л.д.50) на подготовке дела к судебному разбирательству (л.д.53), принимала участие в судебном заседании 25.10.2023 (л.д. 123-124), 14.12.2022 (л.д. 136).
В материалы дела в подтверждение судебных расходов представлены квитанции №№ 050089 от 29.07.2022, 050096 от 25.10.2022, 050098 от 14.12.2022 на сумму 5 000 руб., 20 000 руб., 5 000 руб. соответственно (л.д.69, 70, 135) Указанные денежные средства были внесены в кассу НО ВОКА № 1 филиал АК № 20 за составление искового заявления и участие адвоката Лапшовой А.Е. в подготовке дела к судебному разбирательству 30.08.2022 и судебных заседаниях 25.10.2022 и 14.12.2022.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены наряду с прочими расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований, характер защищаемого права, учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ОСФР по Владимирской области в пользу Малинина В.Г. расходов на оплату услуг представителя за составление искового заявления, участие в подготовке дела к судебному разбирательству, в двух судебных заседаниях в размере 10 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Малинина Владимира Григорьевича (СНИЛС ......) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области (ИНН 3328101238) удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области включить Малинину Владимиру Григорьевичу в стаж работы в сельском хозяйстве периоды работы с 23.05.1974 по 31.10.1974 и с 01.01.1992 по 10.01.2006 в СПК «......».
В остальной части исковые требования Малинина Владимира Григорьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области оставить без удовлетворения.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области в пользу Малинина Владимира Григорьевича расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда будет изготовлено 19.06.2023.
Председательствующий судья Пруцкова Е.А