68RS0002-01-2023-003383-90
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-496/2024
Именем Российской Федерации
24 мая 2024 г.
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Изгарёвой И.В.,
при секретаре Перелыгиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроновой Т В к АО «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала о перерасчете размера платы за коммунальную услугу «отопление», взыскании штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Дронова Т.В. обратилась с иском к АО «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала о перерасчете размера платы за коммунальную услугу «отопление», взыскании штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование иска заявительница указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: *** Квартира расположена в многоквартирном доме (далее по тексту - МКД), в отношении жилых и нежилых помещений которого акционерное общество «ГТ Энерго» является исполнителем коммунальной услуги по отоплению.
За прошедший отопительный сезон 2022-2023гг. истице предъявлена к оплате стоимость поставленной тепловой энергии в объеме 5,02555 Гкал на сумму 11 663,23 рублей.
Проанализировав отчеты о суточных параметрах теплоснабжения МКД по *** за период с 28.09.2022 по 19.04.2023, истица полагала, что ответчиком нарушен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу за расчетные периоды: октябрь 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022, январь 2023, февраль 2023, апрель 2023, что повлекло необоснованное увеличение размера платы за отопление в указанные расчетные периоды в целом по МКД - на 160,125 Гкал в сумме 367 404,90 рублей, в том числе по квартире *** - на 1,10187 Гкал в сумме 2 528,22 рублей.
Нарушение выразилось в том, что при выходе из строя общедомового узла учета тепловой энергии согласно пп. «г» п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту - Правила №354), исполнитель не применил расчетный способ определения объема поставленной в МКД тепловой энергии, предусмотренный данными Правилами, что подтверждено ведомостями за вышеуказанные расчетные периоды.
28.08.2023 истицей в адрес ответчика была направлена претензия с требованием произвести перерасчет объема потребленной тепловой энергии и размера платы за коммунальную услугу «отопление» в отношении МКД, расположенного по адресу: ***, за периоды: октябрь 2022 - февраль 2023, апрель 2023, результаты перерасчета отразить в квитанции за сентябрь 2023. В обоснование данных требований было указано, что прибор учета вышел из строя в связи с тем, что в течение 140 дней отопительного периода, не учтенных ответчиком при расчете платы, в ведомостях зафиксирована разница масс теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу и возвращенного потребителем по обратному трубопроводу (113 дней М1>М2, 27 дней М2>М1), превышающая суммарную погрешность измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах.
27.09.2023 получен ответ на претензию, согласно которому ответчик признал требования истицы необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: «имеющиеся отклонения в измерении расхода теплоносителя (М1> М2) вызваны утечками на внутридомовых сетях. Утечка теплоносителя не является основанием для признания узла учета вышедшим из строя». При этом в ответе на претензию оценка отклонений в измерении расхода теплоносителя (М2>М1), то есть для случая подмеса дополнительной воды, ответчиком дана не была.
Данная позиция противоречит ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), п. 81(12) Правил № 354, а также п.п. 86, 111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. постановлением Правительства от 18.11.2013 №1034 (далее - Правила №1034), п.п 92, 93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика №99/пр).
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о теплоснабжении осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учёта; 2) неисправность приборов учета; 3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с п. 86 Правил №1034 при выявлении нарушений в работе узла учета количество израсходованной тепловой энергии определяется расчетным путём с момента выхода из строя прибора учета, входящего в состав узла учета. Время выхода прибора учета из строя определяется по данным архива тепловычислителя.
Согласно п. 111 Правил №1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В отношении граждан - потребителей коммунальных услуг, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объема потребленной тепловой энергии, теплоносителя устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Порядок определения факта превышения допустимой погрешности измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах установлен в п.92 Методики №99/пр.
Согласно п. 92 Методики №99/пр в случае отсутствия водосчетчика подпитки расчет величины утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам (Му) производится по формуле:
Му=М1-М2,т, где:
Ml - масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу,т;
М2 - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, т.
В случае если М1>М2, а М1-М2 больше суммы модулей абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах, то величина утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам (Му) равняется разнице абсолютных значений Ml и М2 без учета погрешностей.
В случае если М2>М1 и М2-М1 больше суммы абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах, необходимо проверить работу преобразователей расхода или определить место подмеса дополнительной воды. Количество тепловой энергии, теплоносителя за этот период определяется расчетным путем.
Пределы допускаемой относительной погрешности при преобразовании расхода и объема в показания и выходные сигналы в рабочих условиях эксплуатации указаны в паспорте расходомера: Преобразователь расхода электромагнитный *** и составляют 1% для каждого расходомера при данном расходе теплоносителя.
При этом согласно пп. «а» п. 93 Методики № 99/пр количество тепловой энергии, теплоносителя, потерянных с утечкой теплоносителя, рассчитывается, если утечка теплоносителя (включая утечку теплоносителя на сетях потребителя до узла учета) выявлена и оформлена совместными документами (двухсторонними актами).
В связи с тем, что утечка теплоносителя по адресу: ***, в размере 428 тонн (450 мЗ) в октябре 2022, 848 тонн (892 мЗ) в ноябре 2022, 877 тонн (931 мЗ) в декабре 2022, 663 тонны (736 мЗ) в январе 2023, 163 тонны в феврале 2023, 113 тонн в апреле 2023 ответчиком в двухсторонних актах фактически не зафиксирована, утверждение о наличии утечки теплоносителя на внутридомовых сетях голословно и не подтверждено документально, а предъявление к оплате истцу стоимости тепловой энергии, потерянной с утечкой теплоносителя, незаконно.
В прилагаемом к настоящему исковому заявлению Анализе работы узла учета тепловой энергии на основе ведомостей (Приложение 1) указаны периоды выхода из строя общедомового узла учета на базе теплосчетчика *** исходя из зафиксированных в ведомостях показателей, а также ссылки на пункты Правил №35 согласно которым прибор учета признается вышедшим из строя.
Факт неработоспособности узла учета с 28.09.2022 по 09.01.2023, с 13.01.2023 по 17.01.2023, 23.01.2023, 14.02.2023, 31.03.2023, 06.04.2023, 09.04.2023 подтвержден ведомостями за соответствующие периоды, согласно которым за вышеуказанные периоды масса теплоносителя, поставленного в МКД по подающему трубопроводу (М1 превышает массу теплоносителя, возвращенного из МКД по обратному трубопроводу М2), а также М1-М2 больше суммы модулей абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах (1% для каждого расходомера при данном расходе теплоносителя).
Факт неработоспособности узла учета с 10.01.2023 по 12.01.2023, с 26.01.2023 по 27.01.2023, с 26.03.2023 по 30.03.2023, с 01.04.2023 по 05.04.2023, с 07.04.2023 по 08.04.2023, с 10.04.2023 по 19.04.2023 подтвержден ведомостями за соответствующие периоды, согласно которым за вышеуказанные периоды масса теплоносителя возвращенного из МКД по обратному трубопроводу (М2) превышает массу теплоносителя, поставленного в МКД по подающему трубопроводу (Ml), а также M2 больше суммы модулей абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах (1% для каждого расходомера при данном расходе теплоносителя).
Факт неработоспособности узла учета с 18.01.2023 по 22.01.2023 подтвержден ведомостью за период с 23.12.2022 по 22.01.2023 (отсутствуют результаты измерения массы теплоносителя в обратном трубопроводе).
При этом из всех указанных выше периодов выхода из строя ОДПУ ответчиком при расчете размера платы за отопление были учтены лишь следующие:
17.01.2023 (1 день), когда Ml (239,61т) > М2 (93,94т) и М1-М2 (239, 93,94=145,67т) превышает допустимую сумму абсолютных погрешностей измерений массы теплоносителя в прямом и обратном трубопрововоде (239,61* 1%+93,94*1%=3,36т);
с 18.01.2023 по 22.01.2023 (5 дней), когда отсутствовали результаты измерения массы теплоносителя в обратном трубопроводе.
За период с 17.01.2023 по 22.01.2023 (6 дней) ответчиком применен расчетный способ определения количества тепловой энергии, поставленной в МКД, исходя из рассчитанной им средней величины 2,2 Гкал в сутки. Расчет средней величины представлен в Приложении 2 к настоящему исковому заявлению исходя из данных ведомости за январь 2023 и устной информации, полученной от ответчика.
При этом за оставшиеся периоды отопительного сезона 2022-2023гг ответчик определял количество поставленной в МКД тепловой энергии исходя из показаний ОДПУ, который 140 дней из 204-х дней работал некорректно (с превышением допустимой погрешности) и согласно действующему законодательству является вышедшим из строя.
Таким образом, превышение разницы показаний расходомеров над допустимой погрешностью является основанием для признания ОДПУ вышедшим из строя (пп. г п.81(12) Правил №354), следовательно, в вышеуказанные расчетные периоды ответчиком при определении объема поставленной в МКД тепловой энергии подлежал применению расчетный способ, указанный в п. 59(1) Правил № 354, а по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в п. 59(1), - пункт 60(1) Правил №354.
Согласно п. 59(1) плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода, начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно п. 60(1) по истечении указанного в пункте 59(1) Правил №354 предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу по отоплению за расчетный период рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Подробный помесячный расчет объема поставленной в МКД тепловой энергии за спорные периоды, исходя из которого ответчику надлежало производить расчет размера платы за отопление собственникам помещений в МКД, а также расчет излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению МКД по адресу: *** за отопительный период 2022-2023гг. (в целом по МКД и по квартире ***) представлены в Приложении 2 к исковому заявлению.
Учитывая некорректно произведенный ответчиком расчет размера платы за отопление в кв. *** (размер платы завышен на 2 528,22 руб.), в соответствии с п.п. 155(1), 155(2) Правил № 354 подлежит начислению и взысканию с ответчика штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с Правилами №354, за оплаченные расчетные периоды: с октября 2022 по февраль 2023 и апрель 2023 в сумме 1 264,11 руб. (2528,,22 руб.*0,5).
Учитывая произведенную истцом оплату излишне начисленной ответчиком стоимости тепловой энергии на отопление за расчетные периоды с октября 2022 по февраль 2023 и апрель 2023, на основании ст. 395 ГК РФ взысканию с ответчика подлежат проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 18.11.2022 по 13.11.2023 в сумме 193,59 руб. (расчет прилагается). Кроме того, по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7).
Дронова Т.В. (с учетом уточнений иска) просила обязать ответчика снять
излишне начисленный за отопительный период 2022-2023 объем тепловой энергии на отопление по адресу: *** в размере 1,10187 Гкал, в том числе: 0,02853 Гкал за октябрь 2022; 0,43269 Гкал за ноябрь 2022; 0,24354 Гкал за декабрь 2022; 0,27287 Гкал за январь 2023; 0,10902 Гкал за февраль 2023; 0,01522 Гкал за апрель 2023, обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» по адресу: *** на сумму 2 528,22 руб., в том числе: 62,21 руб. за октябрь 2022; 943,43 руб. за ноябрь 2022; 578,80 руб. за декабрь 2022; 648,51 руб. за январь 2023; 259,10 руб. за февраль 2023; 36,17 руб. за апрель 2023, взыскать с ответчика штраф в размере 50% от излишне начисленной суммы в размере 1 264,11 руб., взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за периоде 18.11.2022 по 13.11.2023 в сумме 193,59 руб., взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами с 14.11.2023 по день фактического исполнения обязательства от излишне начисленной суммы в размере 2 528,22 руб. в размере 1/365 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день фактического исполнения обязательства, за каждый день просрочки.
В судебном заседании истица и ее представитель Торопцева А.Н. поддержали исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Болтнев А.С. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В таковом отзыве указано, что
многоквартирный жилой дом по *** оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии на отопление (марка ***).
Согласно пункту 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила) перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 указанных Правил.
Указанный общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в отопительном сезоне 2022 -2023гг. (копия акта прилагается)
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в отопительный период с 09.08.2022 по 30.09.2023 находился в исправном состоянии и использовался для коммерческих расчетов.
Довод истца о том, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях М1>М2 является не обоснованным, т.к. данная ситуация может свидетельствовать, как о неисправности одного из расходомеров, так и об утечках теплоносителя на внутридомовых сетях теплоснабжения.
В тоже время расходомеры, входящие в состав узла учета тепловой энергии, в ходе проведения периодической государственной поверки были признаны пригодными для эксплуатации (дата поверки 17.08.2023, номер свидетельства ***, ***), следовательно, имеющиеся отклонения в измерении расхода теплоносителя (М1>М2) вызваны утечками на внутридомовых сетях. Утечка теплоносителя не является основанием для признания узла учета вышедшим из строя.
Оплата услуги отопления по рассматриваемому адресу осуществляется в течении отопительного периода.
Расчеты платы за услуги отопления осуществляются в соответствии с пунктом 42 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии.
В течении отопительного сезона прибор учета фиксировал наличие утечки теплоносителя, что могло свидетельствовать о ненадлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома. Присутствующий в работе узла учета положительный небаланс масс не относится к нештатным ситуациям, следовательно, оснований для отказа в приеме показаний узла учета не имелось.
Согласно пунктам 5, 6, подпункту «ж» пункта 10 и подпункту «а» пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутри квартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества также включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности.
Общее имущество в МКД, к которому относятся и общедомовые приборы учета воды, тепловой энергии должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергоснабжении.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и Договором.
Управляющей организацией, осуществляющей управление МКД, является ООО «Арбат-Сервис» (ИНН: ***).
АО «ГТ Энерго» информировало ООО «Арбат-Сервис» о наличии замечаний к работе прибора учета и необходимости выполнения ремонтно-профилактических работ на внутридомовых сетях теплоснабжения (исх. *** от ***
Неисполнение управляющей организацией действий по своевременному ремонту и обслуживанию общего имущества также не может являться основанием для отказа от использования коллективного прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Постановление №354), плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По мнению истца, «превышение разницы показаний расходомеров над допустимой погрешностью является основанием для признания ОДПУ вышедшим из строя». Анализ расхода (массы) теплоносителя, предоставленный истцом за период с октября 2022г. по декабрь 2022г., указывает на превышение массы теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу (Ml) над массой теплоносителя в размере, превышающем установленную погрешность, в связи с чем, размер платы за отопление за указанный период (октябрь-декабрь 2022) должен быть определен в соответствии с п. 59(1) Постановления №354 исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления.
При этом, продолжительность применения расчетного способа определения количества тепловой энергии установлена п. 59(1) Постановления № 354 и не может быть больше 3 расчетных периодов подряд. При этом, указанный пункт 59(1) предусматривает процедуру введения в эксплуатацию коллективного (общедомового) после восстановления работоспособности прибора учета. Сроки и порядок ввода узла учета тепловой энергии в эксплуатацию, а также связанные с этим необходимые мероприятия и документы предусмотрены Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ №1034 от 18.11.2013 (далее - Правила №1034).
В связи с тем, что после истечения предельного количества расчетных периодов (3 периода: октябрь 2022, ноябрь 2022, декабрь 2022) неисправный (по мнению истца) общедомовой прибор учета не был введен в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Правилами №1034, то начисление платы за отопление должно осуществляться в соответствии с п. 60(1) Постановления №354 исходя из установленного норматива потребления за расчетные периоды с января по апрель 2023 г.
Таким образом, в случае признания прибора учета неисправным, согласно представленного справочного расчета, стоимость платы по услуги отопления за расчетный период с октября 2022г. по апрель 2023г. по МКД расположенного по адресу *** увеличится на 285 127,63 руб.
Кроме того, истец в своем расчете излишне начисленной платы коммунальной услуги по отоплению в качестве определения средней величины за предыдущий отопительный период использует ведомость за январь 2023г., что не может отвечать действительности.
Согласно пункту 73 правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учета тепловой энергии, теплоносителя» (далее - Правила) перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 указанных Правил.
Спорный общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в отопительном сезоне 2022 - 2023гг. (копия акта прилагается)
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в отопительный период с 09.08.2022 по 30.09.2023 находился в исправном состоянии и использовался для коммерческих расчетов.
Довод Истца о том, что прибор учета считается вышедшим из строя в случаях М1>М2 является не обоснованным ввиду следующего:
В общедомовом (коллективном) приборе учета, установленном в многоквартирном доме по ***, реализована следующуя формула (алгоритм) расчета тепловой энергии Q=Ml*(hl-h2)+Mr*(h2-hx), в которой Mr = Ml- М2. где:
Ml *(hl-h2) - количество тепловой энергии, поступившей в многоквартирный дом по подающему трубопроводу (левая часть формулы);
(Ml-M2)*(h2-hx) - количество тепловой энергии, использованной в многоквартирном доме в связи с утечкой во внутридомовых тепловых сетях (правая часть формулы).
Таким образом, в теплосчетчике не предусмотрено измерение массы теплоносителя, ушедшего на подпитку, в связи с чем, реализована формула расчета тепла, обеспечивающая учет утечки теплоносителя во внутридомовых инженерных сетях в виде разницы масс теплоносителя прошедших по подающему трубопроводу и возвращенному в тепловую сеть по обратному трубопроводу (в правой части формулы Mr = М1-М2).
Порядок определения объема тепловой энергии регламентирован Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.03.2014 № 99/пр. (далее «Методика №99/пр»).
Указанная Методика №99/пр разработана и утверждена во исполнение постановления Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии теплоносителя». В соответствии с п. 2 Методики №99/пр она является методологическим документом, в соответствии с которым, осуществляется определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета (в том числе расчетным способом).
В составе общедомового узла учета тепловой энергии в МКД № *** не предусмотрена установка водосчетчика на трубопроводе подпитки. В соответствии с п.92 Методики №99/пр в случае отсутствия водосчетчика подпитки величина утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводу (My) производится по формуле:
Му=М-М2
где: М,. масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, т;
М2 - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу, т.
Указанный способ определения утечки предусмотрен проектной документацией и реализован в теплосчетчике в правой части формулы, где Mr = М1-М2.
Тем же п.92 Методики №99/пр. определено, что в случае если > Цг, а Щ - Щ больше суммы модулей абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах, то величина утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам ( Му ) равняется разнице абсолютных значений М и М2 без учета погрешностей.
Таким образом, превышение массы теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу (Ml) над массой теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу (М2) не отнесено действующим законодательством к неисправности прибора учета. При этом, указанный пункт Методики №99/пр. предписывает, что весь объем Ml - М2 является утечкой без учета погрешностей расходомеров, которая в полном объеме рассчитана прибором учета (в правой части формулы, предусмотренной теплосчетчиком (Mr = М1-М2).
Следовательно, требование истца о применении расчетного способа определения объема поставленной в МКД тепловой энергии за период с октября 2022г. по март 2023г не основано на законе.
В тоже время расходомеры, входящие в состав узла учета тепловой энергии, в ходе проведения периодической государственной поверки были признаны пригодными для эксплуатации (дата поверки 17.08.2023, номер свидетельства ***).
Анализ расхода (массы) теплоносителя, предоставленный Истцом указывает на превышение массы теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу (М2) над массой теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу (Ml) в следующие периоды:
с 10.01.2023 по 12.01.2023 (3 суток)
с 26.01.2023 по 27.01.2023 (2 суток)
с 26.03.2023 по 30.03.2023 (5 суток)
с 01.04.2023 по 05.04.2023 (5 суток)
с 07.04.2023 по 08.04.2023 (2 суток)
с 10.04.2023 по 19.04.2023 (10 суток)
Указанное превышение массы теплоносителя по обратному трубопроводу не привело к увеличению платы потребителя, на которое ссылается истец ввиду следующего.
В соответствии с п. 64 Правил № 1034 проектная документация на узел учета тепловой энергии должна содержать базу настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель. Проектной документацией на общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД по ул. *** предусмотрен настроечный параметр: контроль «часового тепла» KQ = 2. В соответствии с п. 4.8.4. руководства по эксплуатации на вычислитель количества теплоты ВКТ-7, при установке настройки KQ = 2 когда одно из слагаемых в расчетной формуле (Ml*(hl-h2)+Mr*(h2-hx), в которой Mr = Ml- М2) становится отрицательным, результатам присваивается нулевое значение. Таким образом, установленная настройка «контроль часового тепла» KQ - 2 в случаях превышении массы теплоносителя по обратному трубопроводу (М2) над массой теплоносителя по подающему трубопроводу (Ml) (т.е. при отрицательном значении в правой части формулы (М1-М2)) правая часть формулы приобретает нулевое значение, т.е. М1-М2 =0, что не приводит к необоснованному увеличению размера платы за отопление, на которое ссылается истец.
Представитель ответчика просил в иске отказать.
Представитель третьего лица – ООО «Арбат-Сервис» - управляющей компании дома по *** Томахина И.А. исковые требования не признала и пояснила, что прибор учета тепловой энергии в указанном доме был поверен в ЦСМ в соответствие с требованиями закона. Показания счетчика снимаются управляющей организацией 1 раз в месяц, вносятся в ведомости и передаются в ГТ «Энерго». В установленном законом порядке спорный счетчик не признавался неисправным.
Привлеченные в качестве третьих лиц сособственники МКД *** Бадина О.Ю., Юдина С.О., Венчаков А.Г. и другие, извещенные надлежаще, не явились в судебное заседание.
Допрошенная в качестве специалиста начальник отдела контроля за начислением платы жилищных и коммунальных услуг Министерства государственного жилищного надзора Тамбовской области Масолитина А.В. пояснила, что правильность начисления оплаты за ЖКУ проверяется министерством только по заявлениям потребителей услуг. По дому *** имелось одно обращение в декабре 2022г. гражданина ФИО5 о проверке начислений за тепло за ноябрь 2022г. Правильность оплаты тепловой энергии сособственниками указанного МКД была проверена министерством и заявителю дан ответ, что все исчислено верно. Прибор учета тепловой энергии в указанном доме работал верно, был поверен в ЦСМ, акта снятия прибора не составлялось.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска Дроновой Т.В.
В силу статей 539, 541, 544 Гражданского кодекса РФ в правоотношениях, урегулированных договором энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В частности, оплате подлежит фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета энергии, в порядке, определяемом законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Названные правила применяются, в том числе, к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, если иное не установлено законом.
Таким образом, в правоотношениях по энергоснабжению, в частности, по поставке тепловой энергии, абонент обязан осуществить, а энергоснабжающая организация вправе требовать оплату поставленного коммунального ресурса по установленным тарифам, исходя из количества поставленного коммунального ресурса, определенного с учетом установленных требований, приборным или расчетным способом, в установленный срок.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Во исполнение указанного закона приняты Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. постановлением ПравительстваРФот18ноября2013г. N1034).
Настоящие Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:
а)требования к приборам учета;
б)характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;
в)порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);
г)порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
При определении объемов потерь тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в отношении тепловых сетей, по которым осуществляется передача тепловой энергии в многоквартирные дома и (или) жилые дома, применяются нормы Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012г. N124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", а в случае предоставления единой теплоснабжающей организацией коммунальных услуг - Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Методология осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определяется методикой, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее- методика).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 06.05.2011 издало Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N354).
Правила N354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, пунктом 31 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 предусмотрено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
а) отсутствие в точках учета приборов учета;
б) неисправность прибора учета;
в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушении сроков представления показаний.
Из указанных норм следует, что законодатель отдает безусловный приоритет учетному способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
В силу п. 74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии.
Узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированное вмешательство в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода (п. 75 Правил 1034).
Пунктом 83 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя закреплено, что в случае, если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Таким образом, если потребитель тепловой энергии считает, что прибор учета не исправен, то он подлежит обязательной поверке в указанном выше порядке с последующей процедурой допуска в эксплуатацию.
Судом установлено, что многоквартирный жилой дом по *** оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии на отопление (марка ***). Дронова Т.В. является собственником квартиры *** в указанном доме.
Теплоснабжающей организацией данного дома является АО «ГТ Энерго», у которой имеются фактические договорные отношения с каждым сособственником МКД, о чем представитель ответчика пояснил в судебном заседании.
Согласно пункту 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 указанных Правил.
Указанный общедомовой прибор учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию в отопительном сезоне 2022-2023гг., о чем имеется соответствующий акт. Расходомеры, входящие в состав узла учета тепловой энергии в ходе проведения периодической государственной поверки были признаны пригодными для эксплуатации (дата поверки 17.08.2023, номер свидетельства ***.
По смыслу вышеприведенных норм общедомовой прибор учета тепловой энергии в отопительный период находился в исправном состоянии и использовался для коммерческих расчетов (был поверен, комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителей с составлением соответствующего акта не проверялся).
Ведомости показаний прибора учета, на которые Дронова Т.В. ссылается в иске, не могут являться допустимыми доказательствами того, что общедомовой прибор учета тепловой энергии был неисправен, поскольку пунктом 83 Правил коммерческого учета тепловой энергии установлен императивный порядок определения неисправности такового прибора.
Ссылка истицы на пункты 59,60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в данном случае безосновательна, поскольку данные нормы касаются индивидуальных (квартирных) приборов учета энергии.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что расчетный способ определения объема потребленного ресурса в МКД *** в спорный период не может быть применен.
В соответствии с п. 64 Правил № 1034 проектная документация на узел учета тепловой энергии должна содержать базу настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель. Заслуживает внимания довод ответчика о том проектной документацией на общедомовой прибор учета тепловой энергии в МКД по *** предусмотрен настроечный параметр: контроль «часового тепла» KQ = 2. В соответствии с п. 4.8.4. руководства по эксплуатации на вычислитель количества теплоты ВКТ-7, при установке настройки KQ = 2 когда одно из слагаемых в расчетной формуле (Ml*(hl-h2)+Mr*(h2-hx), в которой Mr = Ml- М2) становится отрицательным, результатам присваивается нулевое значение. Таким образом, установленная настройка «контроль часового тепла» KQ - 2 в случаях превышении массы теплоносителя по обратному трубопроводу (М2) над массой теплоносителя по подающему трубопроводу (Ml) (т.е. при отрицательном значении в правой части формулы (М1-М2)) правая часть формулы приобретает нулевое значение, т.е. М1-М2 =0, что не приводит к необоснованному увеличению размера платы за отопление.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что права истицы не были нарушены ответчиком при начислении платы за отопление в спорный период и оснований для перерасчета платы не имеется.
В соответствие со ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В настоящем споре вышеперечисленных обстоятельств судом не установлено, следовательно, оснований для взыскания процентов в соответствие со ст.395 ГК РФ не имеется.
В соответствие с ч.6 ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителяштраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. В данном случае оснований для взыскания штрафа не имеется, также как и взыскания штрафа по Правилам 354.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Дроновой Т В в удовлетворении исковых требований к АО «ГТ Энерго» в лице Тамбовского филиала о перерасчете размера платы за коммунальную услугу «отопление», взыскании штрафа, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.06.2024г.
Судья: