УИД: 91RS0009-01-2023-000010-48
Дело №2-549/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2023 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Слободюк Е.В.,
при секретаре - Полиш Д.Д.,
с участием:
прокурора - Фурмамбетовой З.Э.,
истца - ФИО2,
представителя ответчика администрации – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО9, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, к администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО9, обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, к администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированны тем, что на основании поступившего обращения ФИО2 прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,в собственности жилья не имеет. Таким образом, в силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в <адрес>» ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. В нарушение указанных положений ФИО2 до настоящего времени таким жильем не обеспечена. В связи с этим заместитель прокурора <адрес> просит суд обязать администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатории.
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым посредством электронной почты поступили письменные пояснения на иск, в которых Министерство указывает на то, что финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям – сиротам, детям оставшихся без попечительства родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется исключительно в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на год из федерального бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО10 и истец ФИО2 иск поддержали, дали пояснения, аналогично изложенному в исковом заявлении, просили суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации <адрес> Республики Крым ФИО11 относительно удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что в 2023 году бюджетные ассигнования из бюджета Республики Крым не поступали.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, направил в суд посредством электронной почты письменные пояснения на иск. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы, представителя истца помощника прокурора <адрес> ФИО10, истца ФИО2 и ответчика, изучив материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ обращения ФИО2 прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в собственности жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма не является, зарегистрирована по адресу: <адрес>, СНТ Сосновый бор, <адрес>. Из сообщения, представленного Евпаторийским городским отделом записи актов гражданского состояния Департамента записи актов гражданского состояния Министерства юстиции Республики Крым, следует, что согласно сведениям, содержащимся в ФГИС «ЕГРЗАГС» о рождении запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Исполнительным комитетом Молодежного поселкового совета <адрес> Автономной Республики Крым, Украина в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сведения об отце внесены по заявлению матери. Решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишена родительских прав в отношении дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение<адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, исполняющим свои обязанности возмездно, назначена –ФИО5.
В связи с этим, на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поставлена на квартирный учет в администрации <адрес> для предоставления жилья, однако до настоящего времени жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не обеспечена.
Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта первого данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 указанного Закона.
При этом, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в <адрес>».
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с п. 1 ст. 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014).
Ответчик по делу не оспаривает само право истца на получение такого жилья, однако, считает, что данное право подлежит реализации в порядке очереди и при наличии бюджетных ассигнований.
В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Кроме того, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту – Порядок).
Пунктом 2 данного Порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Согласно п. 4 данного Порядка предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в <адрес> осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Суд установлено, что право истца на получение жилья не реализовано, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, включенная в список и достигшая совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд считает необходимым возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади на территории городского округа Евпатория.
Таким образом, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его ФИО3, законодательно определена, однако данные обязательства ответчиком не исполнены.
Анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Разрешая вопрос в порядке ст. 98 ГПК РФ о распределении по делу судебных расходов, суд относит их за счет государства, учитывая, что сторона истца от уплаты госпошлины освобождена, как и ответчик.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым ФИО9, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, к администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым предоставить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатории.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Слободюк
Решение в окончательной форме составлено 22 февраля 2023 года
Судья Е.В. Слободюк