КОПИЯ
УИД 16RS0007-01-2024-000068-28
Дело № 2-210/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2024 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хафизова М.С., при ведении протокола помощником судьи Валиуллиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарафеевой Ф. Ш. к Исполнительному комитету Урнякского сельского поселения Арского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шарафеева Ф.Ш. обратилась в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать Ахметзянова Г. М.. После ее смерти открылось наследство, в том числе на жилой дом и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>. После смерти матери истец фактически приняла наследство, организовала похороны, оплатила расходы погребения. В настоящее время истец, произвела расходы по содержанию наследственного имущества. На основании изложенного, просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом и земельный участок после смерти матери.
В судебное заседание истец Шарафеева Ф.Ш. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Урнякского сельского поселения муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Третье лицо нотариус Низамутдинова Р.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со дня смерти гражданина.
В силу части 1 статьи 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. п. 2, 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Исходя из требований ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 36 Постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Ахметзянова Г. М..
Истец Ахметзянова Ф. Ш. является наследником первой очереди – дочерью умершей.
Согласно выписок из похозяйственной книги выданной исполнительного комитета <адрес> муниципального района РТ умершей Ахметзяновой Г.М. принадлежал на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью 3343 кв.м., а также жилой дом общей площадью 26,8 кв.м.
В выписках из ЕРГН на жилой дом с кадастровым номером 16:09:270501:287 и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, сведения о правообладателях отсутствуют.
Согласно ответу нотариуса Низамутдиновой Р.А., после смерти Ахметзяновой Г.М. свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что спорный жилой дом и земельный участок не является объектом государственной или муниципальной собственности, сведений о правах третьих лиц не имеется. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о предъявлении при жизни наследодателю соответствующего требования исполкома снести возведенное строение. От прав на жилой дом наследодатель при жизни не отказывался, имел регистрацию по месту фактического проживания, нес бремя содержания дома как собственник, производил оплату налога на дом и земельный участок.
Указанные обстоятельства следует расценивать, как правомерное пользование объектами недвижимости.
Судом установлено, что на момент введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ наследодатель являлся правообладателем спорного объекта недвижимости, его прав на вышеуказанное жилое помещение никто не оспаривал.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанный федеральный закон введен в действие с 31 января 1998 года.
Ответчик Исполнительный комитет Урнякского сельского поселения Арского муниципального района против удовлетворения исковых требований возражений не заявил.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а за истцом, с учетом положений ст. 12 ГК РФ, следует признать право собственности на данное наследственное имущество..
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Шарафеевой Ф. Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии 9204 №, уроженцем <адрес> РТ, право собственности на жилой дом общей площадью 26,8 кв.м. в том числе жилой площадью 26,8 кв.м. с кадастровым номером №, и земельный участок с кадастровым номером № площадью 3343 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти матери Ахметзяновой Г. М., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/
Копия верна. Судья ___________________М. С. Хафизов
Решение вступило в законную силу «___»___________2024 года
Судья ___________________М. С. Хафизов