УИД 79RS0002-01-2023-002360-71
Дело № 2-1839/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Бирюковой Е.А.,
с участием:
процессуального истца старшего помощника прокурора ЕАО Кишкуновой Л.Е.,
представителя ответчика ОГБУЗ «Областная больница» Корневой Н.Н.,
представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеевой А.Е.,
при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Еврейской автономной области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная больница» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора ЕАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения правительства ЕАО, ОГБУЗ «Областная больница» об обязании совершить определенные действия, мотивировав тем, что прокуратурой ЕАО в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения законодательства в сфере здравоохранения, допущенные департаментом здравоохранения правительства ЕАО и ОГБУЗ «Областная больница».
Так, в частности, ОГБУЗ «Областная больница» имеет лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «экспертиза профессиональной пригодности» и «медицинские осмотры (предварительные, периодические)».
При этом, как следует из информации департамента от ДД.ММ.ГГГГ, из всех подведомственных департаменту медицинских организаций только в ОГБУЗ «Областная больница» создан кабинет врача-профпатолога.
Однако, кабинет врача-профпатолога в ОГБУЗ «Областная больница» не функционирует.
Таким образом, департаментом вопреки требованиям законодательства до настоящего времени не организовано оказание медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях в подведомственных медицинских организациях, в том числе в ОГБУЗ «Областная больница».
Просит суд: обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать оказание медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях в подведомственных медицинских организациях в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать ОГБУЗ «Областная больница» обеспечить оказание медицинской помощи в кабинете врача-профпатолога в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика привлечены правительство ЕАО, ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», ОГБУЗ «Теплоозерская ЦРБ», ОГБУЗ «Облученская районная больница», ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ».
В судебном заседании старший помощник прокурора ЕАО Кишкунова Л.Е. исковые требования уточнила, просила обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать оказание медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях в ОГБУЗ «Областная больница» в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать ОГБУЗ «Областная больница» обеспечить оказание медицинской помощи в кабинете врача-профпатолога в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденным приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Требования обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОГБУЗ «Областная больница» Корнева Н.Н. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что ОГБУЗ «Областная больница» имеет лицензию на медицинскую деятельность, в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по профпатологии. В структуру поликлиники лечебного учреждения входит отделение профилактики, включающее ставку заведующего отделением-врача-профпатолога и ставку врача-профпатолога (кабинет врача-профпатолога). На сегодняшний день обе ставки являются вакантными. Учреждением предпринимаются меры для заполнения вакантных должностей.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеев А.Е. в судебном заседании указала на обоснованность заявленных прокурором требований.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика правительства ЕАО, ОГБУЗ «Октябрьская ЦРБ», ОГБУЗ «Николаевская районная больница», ОГБУЗ «Смидовичская районная больница», ОГБУЗ «Теплоозерская ЦРБ», ОГБУЗ «Облученская районная больница», ОГБУЗ «Валдгеймская ЦРБ», ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Выслушав пояснение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п.п. 1-7 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются, в том числе: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
На основании п.п. 1, 4, 6, 7 ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу п.п. 1, 5, 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.
Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка медицинская помощь при острых и хронических профессиональных заболеваниях оказывается в рамках: скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Согласно п. 3 Порядка медицинская помощь при острых и хронических профессиональных заболеваниях оказывается медицинскими работниками врачебного (фельдшерского) здравпункта, профпатологических кабинетов, профпатологических отделений, а также центров профпатологии, осуществляющих свою деятельность в соответствии с приложениями № к названному Порядку.
На основании п. 15 Порядка в случае выявления у больного признаков ранее не установленного хронического профессионального заболевания врач-специалист, выявивший указанные признаки, в течение суток с момента их выявления направляет больного на консультацию в кабинет врача-профпатолога медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации). Больной в случае подозрения на наличие признаков хронического профессионального заболевания вправе самостоятельно с целью консультации обратиться в кабинет врача-профпатолога.
В случае выявления признаков ранее не установленного хронического профессионального заболевания врач-профпатолог устанавливает предварительный диагноз хронического профессионального заболевания и направляет больного в центр профессиональной патологии или иную медицинскую организацию, имеющую лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «профпатология», <данные изъяты>
Согласно п. 18 Порядка в центре профессиональной патологии проводится экспертиза связи заболевания с профессией в установленном порядке.
Больной с установленным заключительным диагнозом хронического профессионального заболевания после оказания медицинской помощи: направляется в медицинскую организацию по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для проведения лечения в амбулаторных условиях и (или) восстановительно-реабилитационных мероприятий; направляется врачом-профпатологом медицинской организации по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации) для освидетельствования в учреждение медико-социальной экспертизы; регистрируется и ставится на учет в организационно-методическом отделе центра профессиональной патологии; подлежит диспансерному наблюдению у врача-профпатолога по месту жительства или пребывания (с учетом права на выбор медицинской организации).
Приложениями №№ к Порядку определены соответственно: правила организации деятельности кабинета врача-профпатолога (далее - Правила); рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача-профпатолога; Стандарт оснащения кабинета врача-профпатолога.
Правила определяют порядок организации деятельности кабинета врача-профпатолога (далее - Кабинет).
В соответствии с п. 2 Правил кабинет создается в виде структурного подразделения медицинской организации, имеющей лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «экспертиза профессиональной пригодности» и «медицинские осмотры (предварительные, периодические)».
Структура Кабинета и его штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой он создан, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого контингента и рекомендованных штатных нормативов, установленных согласно приложению № к Порядку оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, утвержденному настоящим приказом (п. 3 Правил).
На основании п. 5 Правил основными функциями Кабинета являются: оказание консультативной и диагностической помощи больным с установленным диагнозом профессионального заболевания, в том числе с предварительным диагнозом профессионального заболевания, а также больным, занятым на работах с вредными производственными факторами; установление предварительного диагноза профессионального заболевания при наличии признаков ранее не установленного профессионального заболевания; экспертиза временной нетрудоспособности; осуществление диспансерного наблюдения за больными с установленным диагнозом профессионального заболевания и (или) профессионального отравления, проведение им необходимого лечения и медико-социальной реабилитации по заключению учреждений медико-социальной экспертизы;
учет больных с профессиональными заболеваниями; санитарно-просветительская работа среди прикрепленного населения; участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотрах, а также в проведении экспертизы профессиональной пригодности; направление в центр профессиональной патологии и иные медицинские организации для проведения медицинских обследований, осуществления экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.
В судебном заседании установлено, что ОГБУЗ «Областная больница» имеет лицензию регистрационный номер: №, на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по профпатологии.
Согласно структуре ОГБУЗ «Областная больница», утвержденной приказом главного врача от ДД.ММ.ГГГГ №, в структуру поликлиники лечебного учреждения входит отделение профилактики, включающее ставку заведующего отделением-врача-профпатолога и ставку врача-профпатолога (кабинет врача-профпатолога).
По сведениям ОГБУЗ «Областная больница» обе ставки являются вакантными.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм права в ОГБУЗ «Областная больница» не организовано оказание медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях в подведомственных медицинских организациях.
В судебном заседании представители ответчиков признали исковые требования.
В соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик имеет право признать исковые требования, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиком и считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежал удовлетворению.