ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
Судья Игумнова Е.В., № 12-14/2022
Дело № 21-196/2022 пост. 25.08.2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
13 сентября 2022 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., рассмотрев жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава Хоринского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыдыпова Э.Б. на решение судьи Хоринского районного суда Республики Буятия от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации МО «Хоринский район»,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Хоринского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыдыпова Э.Б. от 24 июня 2022 года Администрация МО «Хоринский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 4 августа 2022 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Начальник отделения – старший судебный пристав Хоринского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыдыпов Э.Б. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание начальник отделения – старший судебный пристав Хоринского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыдыпов Э.Б., представитель Администрация МО «Хоринский район» не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 8 октября 2010 года судебным приставом-исполнителем Хоринского РОСП УФССП России по Республике Бурятия в отношении Администрации МО «Хоринский район» возбуждено исполнительное производство; предмет исполнения – в срок до 1 января 2012 года организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории Хоринского района Республики Бурятия.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения администрацией района не выполнены.
14 марта 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «Хоринский район» исполнительского сбора.
16 февраля 2016 года и 18 декабря 2020 года судом, выдавшим исполнительный документ, должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда – до 31 декабря 2018 года и 31 декабря 2021 года соответственно.
31 января 2022 года судебный пристав-исполнитель вручил должнику повторное требование об исполнении судебного решения в 14-дневный срок. Требование исполнено не было.
17 мая 2022 года судебный пристав-исполнитель вновь вручил должнику аналогичное требование, которое также не исполнено.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации МО «Хоринский район» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Администрация МО «Хоринский район» обжаловала его в районный суд, ссылаясь на отсутствие возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок в связи с неоднократным обращением должника в различные компетентные ведомства с заявлениями о необходимости выделения бюджетного финансирования на строительство полигона твердых коммунальных отходов на территории Хоринского района. Однако данный вопрос до настоящего времени не решен.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что Администрация МО «Хоринский район» не имела возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный срок по причине отсутствия в местном бюджете денежных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), его бюджетные полномочия устанавливаются Бюджетным кодексом РФ (части 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.
Пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых этим кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, статьей 83 в пункте 1 установлено требование, согласно которому в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения таких расходных обязательств.
Прекращая производство по делу на основании части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, судья районного суда не выяснил, соответствовало ли внесение должником предложений о выделении бюджетных ассигнований на осуществление полномочий органа местного самоуправления порядку и срокам составления проекта соответствующего местного бюджета.
Для прекращения производства по настоящему делу по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, судье районного суда следовало установить обстоятельства, связанные с порядком и сроками составления проекта бюджета МО «Хоринский район», чего, как показывают материалы дела, сделало не было.
Допущенное судом нарушение не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку срок давности привлечения Администрации МО «Хоринский район» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Хоринского районного суда Республики Бурятия от 4 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации МО «Хоринский район» отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Назимова П.С.