РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадом 16 февраля 2023 года
Кадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Копейкина С.Н.,
при секретаре Поповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кадомского районного суда дело №2-31/2023 по иску Страхового акционерного общества «ВСК» к Дурманову А.Н. о признании договора ОСАГО недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Страховое акционерное общество «ВСК» обратилась в суд с иском к Дурманову А.Н. о признании договора ОСАГО недействительным, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГг. между истцом и ответчиком был заключен договор ОСАГО серии <данные изъяты> № (электронный полис).
При оформлении полиса и в соответствии со сг.15 Федерального закона РФ от 25.04.2002г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» истец в числе прочих обязательных сведений сообщил о том, что транспортное средство <данные изъяты>, в отношении которого заключен указанный договор, используется ответчиком в личных целях.
При оформлении договора страхования, сведения, предоставляемые потенциальным страхователем не проверяются, в том числе и с учетом положений п.5 ст.10 ГК РФ.
В ходе дополнительной проверки, проведенной уже после заключения договора, было установлено, что сведения о личных целях использования указанного в договоре транспортного средства являются недостоверными, так как согласно общедоступным данным сайта министерства транспорта Правительства Московской области, указанное транспортное средство включено в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Московской области.
При этом из указанных данных следует, что еще до заключения договора страхования <данные изъяты> № указанное транспортное средство использовалось в качестве такси, что свидетельствует о заведомо ложном предоставлении данных о личных целях использования транспортного средства.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что ответчиком при заключении договора страхования были предоставлены заведомо недостоверные сведения.
Вышеуказанные сведения существенно повлияли на уменьшение размера страховой премии с 11 030,61 рублей до 3 981,78 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее также - Закон об ОСАГО) обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования, в которых указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Закона об ОСАГО.
При этом в силу пункта 11 статьи 15 Закона об ОСАГО Банком России устанавливается форма заявления о заключении договора обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Правила ОСАГО), утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N431-П, страховой полис обязательного страхования и копия подписанного страхователем и страховщиком (представителем страховщика) заявления о заключении договора обязательного страхования выдаются страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а так же все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнут соглашение.
Согласно п.1 ст.944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В соответствии с п.3 ст.944 ГК РФ, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в п.1 статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п.2 ст.179 ГК РФ.
В силу абзаца 7 пункта 1.6 Правил ОСАГО, страхователь несет ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, представляемых страховщику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием обмана может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сообщение страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений, которое привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая, применению по данному делу не подлежит.
САО «ВСК» по основаниям, указанным в исковом заявлении и приведенным выше, заявляет и просит рассмотреть суд требование о признании договора страхования недействительным, а не о признании его незаключенным.
На основании изложенного САО «ВСК» просило признать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, а также взыскать с Дурманова А.Н. в пользу САО «ВСК» сумму уплаченной госпошлины в размере 6 000 рублей.
Истец САО «ВСК», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Ответчик Дурманов А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не просил, в адресованных суду письменных возражениях указал, что не согласен с исковыми требованиями в полном объеме, считает их не законными и необоснованными по следующим основаниям.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что в ходе проверки было установлено, что сведения о личных целях использования указанного в договоре транспортного средства являются не достоверными, транспортное средство включено в реестр выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси.
Для оформления договора ОСАГО ответчик воспользовался интернет ресурсом-сайтом САО «ВСК». Однако, при вводе данных указать информацию о том, что автомобиль ответчика будет использоваться для осуществления пассажирских перевозок (такси) не представилось возможным, так как ввод данной информации сайтом не предусмотрен.
САО «ВСК» на сайте не разместило информацию о том, что оформление полиса ОСАГО для осуществления пассажирских перевозок (такси) возможно только при личном присутствии страхователя в офисе САО «ВСК».
В мае 2022 года САО «ВСК» направило ответчику уведомление о том, что информация в части использования транспортного средства внесена не корректно, полис ОСАГО будет аннулирован и необходимости явиться в офис САО «ВСК» для урегулирования данного вопроса в досудебном порядке.
После получения вышеуказанного уведомления ответчик ДД.ММ.ГГГГ явился в офис САО «ВСК», заключил новый договор ОСАГО серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сотрудник страховой компании сообщил, что вопрос по предыдущему полису закрыт и договор аннулирован.
Согласно данным, размещенным на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА) договор ОСАГО серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу по причине замены новым бланком при изменении условий договора ОСАГО или его досрочного прекращения.
Ответчик не имел умысла на сокрытие данных об использовании транспортного средства, внес все необходимые для получения полиса САО «ВСК» денежные средства.
Кроме того, не понятен смысл признания договора ОСАГО серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, если он уже имеет статус утратившего силу по причине замены новым бланком при изменении условий договора ОСАГО или его досрочного прекращения.
На основании изложенного, ответчик просил в удовлетворении исковых требований САО «ВСК» отказать.
Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.1 ст.944 ГК РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.
Существенными признаются, во всяком случае, обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе.
В силу п.1 ст.432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Действующим законодательством на страхователя возложена ответственность за полноту и достоверность сведений и документов, предоставленных страховщику при заключении договора обязательного страхования.
В соответствии с п.3 ст.944 ГК РФ если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных п.2 ст.179 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.179 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Судом установлено, что Дурманов А.Н., являясь собственником транспортного средства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN:№, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ заключил с САО «ВСК» договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии <данные изъяты> № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом в данном договоре в графе «Цель использования транспортного средства» было указано «Личная». В соответствии с данным договором Дурмановым А.Н. была оплачена страхования премия в размере 3 981,78 руб.
Впоследствии при проверке данных указанного договора САО «ВСК» установлено, что вышеуказанное транспортное средство использовалось в качестве такси, что не оспаривалось ответчиком.
Однако, как усматривается из письменных пояснений ответчика, и не опровергнуто истцом, Дурманов А.Н. на основании уведомления, полученного им от САО «ВСК» явился в офис истца.
Договор от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ аннулирован, заключен новый договор от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № с тем же сроком действия (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в котором в графе «Цель использования транспортного средства» указано «Такси». Страховая премия по данному договору составила 10 026,39 руб.
Кроме этого, сведения о том, что полис ОСАГО серии <данные изъяты> № утратил силу, имеются на сайте Российского Союза Автостраховщиков, что усматривается из материалов дела и не оспорено истцом.
Таким образом, в судебном заседании не нашел свое подтверждение факт того, что договор между САО «ВСК» и Дурмановым А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № является действующим.
Напротив, имеются сведения о действующем договоре ОСАГО между САО «ВСК» и Дурмановым А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № с тем же сроком действия на тот же автомобиль со сведениями об использовании его в качестве такси.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленных САО «ВСК» требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Страхового акционерного общества «ВСК» к Дурманову А.Н. о признании договора ОСАГО от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Кадомский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья С.Н. Копейкин