Дело № 2-337/2022
55RS034-01-2022-000439-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
г. Тара Омской области 26 апреля 2022 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Новичковой О.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Брюховым И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 26.04.2022 года гражданское дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в исполнение требований федерального и регионального законодательства Постановлением Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 15.09.2021 № 86 «Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения использованных средств резервов номенклатуры и объема местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района» утвержден порядок создания, использования и восполнения использованных средств резервов материальных ресурсов Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера. Также данным постановлением утверждена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района, в которую включаются товары первой необходимости. Вместе с тем, в ходе проведенной в марте 2022 года межрайонной прокуратурой проверки установлено, что в настоящее время резервов материальных ресурсов имеются не в полном объеме. Просит суд возложить на Администрацию Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно Постановлению Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 15.09.2021 № 86 «Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения использованных средств резервов номенклатуры и объема местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района» согласно утвержденной номенклатуре и объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Веревкин И.Е. уточнил исковые требования просил считать из следующими: возложить на Администрацию Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обязанность в течение 9 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства, а именно создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно Постановлению Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 20.04.2022 № 36 «О внесении изменений в Постановление Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 15.09.2021 № 86 «Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения использованных средств резервов номенклатуры и объема местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района».
Представитель ответчика Администрации Усть-Тарского сельского поселения в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал. Просил увеличить срок исполнения решения суда до 18 месяцев.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, прокурор, осуществляя проверку соблюдения требований законодательства, а также, предъявляя в суд иск в интересах неопределенного круга лиц об устранении выявленных нарушений, действует в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Пункт 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусматривает участие органов местного самоуправления в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
В силу абз. 2 ст. 25 Федерального закона № 68-ФЗ порядок создания и использования указанных в данной статье резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Согласно разделу 2 Методических рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19.03.2021 № 2-4-71-5-11 (далее - методические рекомендации), методические рекомендации определяют единый методический подход к созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов органов местного самоуправления.
Методическими рекомендациями установлено, что учитывая, что по интенсивности протекания ряд чрезвычайных ситуаций классифицируется как чрезвычайные ситуации с внезапно и быстро распространяющейся опасностью, и то, что они могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает, наиболее целесообразно иметь максимальный объем заложенных в резерв материальных ресурсов. Такие ресурсы можно изъять с места хранения в любое время, обеспечить оперативную загрузку их в транспортные средства и доставку в зоны чрезвычайных ситуаций.
В связи с этим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимо ежегодно планировать и выделять из соответствующих бюджетов средства для поддержания фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.
Вышеуказанными методическими рекомендациями утверждена номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления.
На основании ст. 14 Закона Омской области от 20.12.2004 № 586-03 «О защите населения и территорий Омской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят Постановлением ЗС Омской области от 14.12.2004 № 445) для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в порядке, определяемом Правительством Омской области, создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов Омской области.
Согласно п.п. 1 п. 3 Постановления Правительства Омской области от 17.05.2006 № 52-п «О Порядке создания, использования и восполнения использованных средств резервов финансовых и материальных ресурсов Омской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» органам местного самоуправления Омской области рекомендовано создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством, ежегодно в срок до 1 января и 1 июля представлять информацию о создании, использовании и восполнении использованных средств резервов материальных ресурсов в Министерство региональной безопасности Омской области.
Как установлено в судебном заседании, во исполнение указанных требований федерального и регионального законодательства Постановлением Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 15.09.2021 года № 86 «Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения использованных средств резервов номенклатуры и объема местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района» утвержден порядок создания, использования и восполнения использованных средств резервов материальных ресурсов Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Также данным Постановлением утверждена номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района, в которую включаются товары первой необходимости (л.д. 12-14).
Постановлением Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 20.04.2022 № 36 внесены изменения в Постановление Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 15.09.2021 № 86 «Об утверждении порядка создания, хранения, использования и восполнения использованных средств резервов номенклатуры и объема местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района».
По результатам проведенной проверки установлено, что ответчиком не в полном объеме созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в адрес Администрации Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области 31.03.2021 вынесено представление Тарского межрайонного прокурора об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 15-20)
Между тем, до настоящего времени Администрацией Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области указанные нарушения не устранены
С учетом исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что администрацией Усть-Тарского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области не предприняты меры созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса России при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимания объем предполагаемых действий и затрат, необходимых для исполнения решения, суд предполагает, что срок в течение 12 месяцев является достаточным и разумным для устранения допущенного нарушения действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.04.2022 № 36 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.09.2021 № 86 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░