Дело № 12-260/2022
УИД 18RS0001-01-2022-000168-61
Р Е Ш Е Н И Е
25 июля 2022 года город Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Антюганова А.А., при секретаре Боталовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаева А. Ч. на постановление № 44 от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В.,
У С Т А Н О В И Л:
01.06.2022 решением Верховного Суд УР решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 15.04.2022 по делу № 12-95/2022 было отменено. Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаева Алишера Чулпоновича направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
15.06.2022 определением Ленинского районного суда г. Ижевска поступившее дело принято к своему производству. Выделены дела об административных правонарушениях по жалобам должностного лица - генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаева А. Ч. на постановление № от 18 января 2022 года, на постановление № 46 от 18 января 2022 года, по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенные должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Удмуртской Республике – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В. в отдельные производства.
Постановлением и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №11 по Удмуртской Республике Кычановой Е.В. по делам об административном правонарушении №44 от 18 января 2022 года, должностное лицо – генеральный директор ООО «КАРАВАН» Мирзаходжаев А.Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. Каждым постановлением назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Мирзаходжаев А.Ч., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобами, мотивируя тем, что нормы трудового законодательства обязывают работодателя произвести выплату заработной платы, отсутствие счета работника не является основанием для освобождения работодателя от исполнения трудового законодательства; данных о повторности правонарушения не имеется; имеется необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, просил признать постановления недействительными, изменить наказание на предупреждение.
Податель жалобы Мирзаходжаев А.Ч. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы жалобы Мирзаходжаева А.Ч., будучи не связанной с ее доводами, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения состоит, в том числе в осуществлении валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ) к валютным операциям относится отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Как следует из пунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, лица без гражданства являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, - резидентами.
Соответственно, выдача юридическим лицом-резидентом заработной платы иностранным гражданам - нерезидентам в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (абзац 1 части 2).
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, установлен в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Однако возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений не входит.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля над проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала, противодействия незаконным финансовым операциям.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 Определения от 20 июля 2021 года № 1664-О указал на сложившуюся единообразную практику толкования и применения положений валютного законодательства о недопустимости выплачивать заработную плату нерезидентам наличными денежными средствами.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 2.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 года № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
В силу пункта 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Вместе с тем, в силу части 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено другими федеральными законами.
Исходя из этого, правила выплаты заработной платы иностранным гражданам, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются с учетом требований абзаца первого части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым, по общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.
По результатам анализа представленных ООО «КАРАВАН» справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных обществом письмом № от 20.04.2021г. в ответ на запрос Инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в обществе на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина СТ 4006214 дата выдачи документа 01.01.2014г., ИНН 184101318658. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина АА 8698507, дата выдачи документа 13.02.2015г., ИНН 184101369444. Место работы: <адрес>; на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен гражданин Республики Узбекистан - нерезидент ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт иностранного гражданина АА 4185712, дата выдачи документа 04.02.2014г., ИНН 184101838632. Место работы: <адрес>.
Согласно сведениям, представленным МВД по ФИО1 (Управление по вопросам миграции), данные иностранные граждане не имеют вида на жительство.
В рамках трудового договора ООО «КАРАВАН» исполняло свои обязательства по выплате заработной платы работникам, которые являются нерезидентами - ФИО3, ФИО4, ФИО2, наличным расчетом, минуя уполномоченный банк, что подтверждается соответствующими платежными ведомостями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении Мирзаходжаева А.Ч. подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнений, а именно: протоколами об административном правонарушении, трудовыми договорами, платежными ведомостями и другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно материалам дела руководителем ООО «КАРАВАН» является Мирзаходжаев А.Ч.
Таким образом, установленное свидетельствует о том, что Мирзаходжаев А.Ч., являясь генеральным директором ООО «КАРАВАН», в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, допустил совершение Обществом незаконной валютной операции по выплате заработной платы иностранным гражданам нерезидентам без использования банковского счета в уполномоченном банке, за что частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
При указанных обстоятельствах, действия Мирзаходжаева А.Ч. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Согласно статье 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление с назначении административного наказания не исполнено.
В силу ч.1 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Согласно ч.5 ст.4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, Мирзаходжаев А.Ч. привлечен к административной ответственности за правонарушение, допущенное в ходе деятельности организации в 2020 году, выявленное в рамках налоговой проверки в 2021 году, по результатам анализа представленных заявителем справок по форме 2-НДФЛ за 2020 год, а также документов и информации, представленных юридическим лицом письмом в ответ на запрос налогового органа.
Вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении №12-80/2022 (постановление №27 от 18 января 2022 года, на постановление №28 от 18 января 2022 года, на постановление №29 от 18 января 2022 года, на постановление №30 от 18 января 2022 года, на постановление №31 от 18 января 2022 года, на постановление №38 от 18 января 2022 года, на постановление №39 от 18 января 2022 года, на постановление №40 от 18 января 2022 года, на постановление №47 от 18 января 2022 года, на постановление №48 от 18 января 2022 года, на постановление №49 от 18 января 2022 года, на постановление №50 от 18 января 2022 года) Мирзаходжаев А.Ч. уже привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания, за нарушение в 2020 году валютного законодательства Российской Федерации, выразившегося в выплате заработной платы работникам - нерезидентам наличными денежными средствами, выявленное в рамках налогового контроля в 2021 году.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначена административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о прекращена производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
С учетом положений части 5 статьи 4.4, пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, вынесенное по делу постановление должностного лица налогового органа подлежит отмене, с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление № 44 от 18 января 2022 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по ФИО1 – и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по УР Кычановой Е.В, которым генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «КАРАВАН» Мирзаходжаев А. Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ отменить, производство по данному делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска УР.
Судья А.А. Антюганова