ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 г. г.Кизляр, Республики Дагестан
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Францевой О.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием государственного обвинителя – старшего помощника прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО5, подсудимой ФИО2, защитника – адвоката ФИО6, представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя потерпевшего администрации ГО «<адрес>» ФИО7, потерпевшего Потерпевший №1, рассмотрев в открытом судебном заседании, в <адрес>, материалы уголовного дела в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ДАССР, гражданки Российской Федерации, проживающей по адресу: <адрес>, с высшим образованием, замужней, работающей ведущим специалистом отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>», ранее не судимой, не военнообязанной, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ,
установил:
ФИО2, будучи должностным лицом, использовала свои служебные полномочия вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов государства, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации ГО «<адрес>» №-л, ФИО2 назначена на должность начальника отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>».
Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно требованиям ч.3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Постановлением правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском стандарте нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки» утвержден республиканский стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки, в размере: на одиноко проживающих граждан - 33 кв. м. общей площади жилья.
Постановлением Правительства Республики Дагестан «Об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным образованиям Республики Дагестан на III-IV кварталы 2021 года, применяемой для расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Дагестан» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения для ГО «<адрес>» применяемой для расчета размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 42 000 рублей.
В соответствии с п.2.2 приложения № к Постановлению администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об отделах и должностных инструкций муниципальных служащих администрации ГО «<адрес>» основными задачами и целями отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой и попечительством; обеспечение достойного уровня жизни подопечных.
В соответствии с п.п.6.3, 6.7 приложения № к Постановлению администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений об отделах и должностных инструкций муниципальных служащих администрации ГО «<адрес>» начальник отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» ФИО14 JI.H. представляет отдел в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях; руководит деятельностью отдела; определяет задачи сотрудникам отдела; перераспределяет должностные обязанности между сотрудниками отдела; несет персональную ответственность за осуществление возложенных на отдел функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции отдела программ, планов и показателей деятельности администрации ГО «<адрес>».
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ и п.1.2 должностной инструкции, начальника отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» утверждённой приложением № к Постановлению администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, начальник относится к главной группе должностей муниципальной службы, на основании п.1.5 указанной инструкции начальнику отдела опеки и попечительства непосредственно подотчетны работники отдела.
В соответствии с пп.2.6, 2.9, 2.11, 3,3 вышеуказанной должностной инструкции начальник отдела опеки и попечительства подготавливает материалы для назначения единовременного и ежемесячного пособия и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, организовывает работу по выдаче в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; досрочной регистрацией брака несовершеннолетних, достигших 16 лет, усыновлению, удочерению; выдаче разрешений на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ; выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства; определении места жительства несовершеннолетних при раздельном проживании; установлении предварительной опеки; осуществляет надзор за деятельностью опекунов; представляет интересы и излагает позицию администрации во всех учреждениях и организациях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Постановлением главы ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № на начальника отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» ФИО2H. возложены обязанности за организацию работы по подготовке и оформлению документов при предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации ГО «<адрес>» ФИО8 № в список очередных, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений включен Потерпевший №1, как оставшийся без попечения родителей ребенок.
В ноябре 2021 года, точная дата и время не установлены, ФИО2 обратилась к своему знакомому ФИО9 с просьбой найти квартиру на продажу для обеспечения жильем детей-сирот, так как программа по обеспечению жильем детей-сирот на 2021 год завершалась и находилась под угрозой срыва из-за не освоения денежных средств выделенных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО9 в свою очередь предложил ФИО2 рассмотреть возможность покупки квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имеющейся у него в долевой собственности с супругой и дочерью, на что ФИО2 согласилась. Так, в начале декабря 2021 года, более точные дата и время следствием не установлены, ФИО9 представил ФИО2 правоустанавливающие документы на указанную квартиру, а именно: оригиналы технического паспорта, договора купли-продажи, передаточного акта, свидетельства о праве собственности. Осмотрев указанные документы ФИО2 сделала вывод, что участие ФИО9 в аукционе на приобретение администрацией ГО «<адрес>» жилого помещения в муниципальную собственность для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно по причине того, что площадь квартиры, принадлежавшей ФИО9 составляла - 29,2 кв.м, при том, что республиканский стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки, в соответствии с Постановлением правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № на одиноко проживающих граждан составлял 33 кв.м, общей площади жилья. Далее, в декабре 2021 года, точные дата и время следствием не установлены, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно-опасных последствий используя предоставленные ей служебные полномочия вопреки интересам службы, действуя в нарушение пп.4.8, 4.9 должностной инструкции начальника отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>», в соответствии с которыми начальник несет ответственность за действие или бездействие, ведущее к нарушению прав, законных интересов граждан; за неправомерное использование служебных обязанностей, находясь в своем служебном кабинете, расположенном в административном здании администрации ГО «<адрес>», расположенном по адресу: <адрес>, заведомо зная, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям ч.3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, Постановления правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском стандарте нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки» так как площадь указанной квартиры, составляла 29,2 кв.м, а не 33 кв.м, как это предусмотрено республиканским стандартом нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки, из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении выполнить условия программы по освоению денежных средств, выделенных на приобретение до конца текущего - 2021 года жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, тем самым повысить свой авторитет в глазах руководства городского образования, действуя из карьеристских интересов, с целью остаться на занимаемой должности, опасаясь также, что срыв программы негативно скажется на ее репутации, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, изготовила технический паспорт на квартиру, принадлежащую ФИО9, расположенную по адресу: <адрес>, изменив в нем фактическую площадь квартиры с 29,2 кв.м, на 33 кв.м, учинив при этом в нем подписи от имени директора филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по <адрес> и <адрес> ФИО10 и техника ФИО11, удостоверив подписи оттиском поддельной печати указанного филиала ГУП. При этом, выполняя вышеописанные преступные действия, ФИО2 осознавала заведомую незаконность своих действий и подложность изготовленного ею технического паспорта на указанную квартиру, так как достоверно знала о том, что площадь квартиры указанной в техническом паспорте не соответствует действительной.
Впоследствии, данный технический паспорт ФИО2 был приобщен к заявлению об исправлении технической ошибки в техническом паспорте в качестве основания для приведения в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) о площади квартиры, отсканированный электронный образ технического паспорта послужил основанием для принятия решения о приведении сведений ЕГРН в соответствие с техническим паспортом, в результате чего в программном комплексе ФГИС ЕГРН была сформирована выписка с исправленными сведениями о площади квартиры, то есть изменением площади квартиры с 29,2 кв.м, на 33 кв.м, что позволило подать заявку, принять участие в аукционе и рассмотреть указанную квартиру отделу закупок администрации ГО «<адрес>» для приобретения в рамках программы для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ, после проведения электронного аукциона с рассмотрением заявки единственного участника ФИО9 № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ГО «<адрес>» и ФИО9 был подписан муниципальный контракт № на приобретение администрацией ГО «<адрес>» у ФИО9 в собственность квартиры якобы площадью 33 кв.м, для последующего предоставления Потерпевший №1 по договору специализированного найма ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией ГО «<адрес>» с ФИО12 заключен договор найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>- жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного муниципального контракта администрацией ГО «<адрес>» на лицевой счет ФИО9 перечислены денежные средства в сумме 1 386 000 рублей, согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ.
В результате указанных умышленных преступных действий ФИО2 существенно нарушены жилищные права и интересы Потерпевший №1 на получения им жилья, соответствующего республиканскому стандарту нормативной площади жилого помещения, используемой при предоставлении мер социальной поддержки. Кроме того, действиями ФИО2 администрации ГО округа «<адрес>» нанесен материальный ущерб в размере 159 600 рублей (сумма 1 386 000 рублей выделена на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, площадью 33 кв.м, стоимость 1 кв.м составляет - 42 000 рублей; площадь квартиры, предоставленной Потерпевший №1 - 29,2 кв.м, соответственно 33-29,2 =3,8 кв.м; 3,8 х 42 000 рублей = 159 600 рублей).
При этом наступили общественно-опасные последствия в виде подрыва авторитета администрации ГО «<адрес>» в глазах общественности, в связи с игнорированием и пренебрежением начальником отдела опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» ФИО2, обязанной соблюдать закон и обеспечивать его соблюдение, норм законодательства, а также злоупотреблением ФИО2 доверием руководства ГО «<адрес>», которое предоставило ей возможность работать на указанной должности и иметь соответствующие должностные полномочия.
Указанные действия ФИО2 совершила с использованием своих должностных полномочий вопреки интересам службы, ее действия не были вызваны служебной необходимостью и объективно противоречили целям и задачам, для достижения которых она была наделена соответствующими должностными полномочиями.
Подсудимая ФИО2 виновной себя в содеянном признала полностью, выразила согласие с предъявленным ей обвинением и поддержала заявленное ею в ходе досудебного производства ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
При рассмотрении дела установлено, что подсудимая понимает существо обвинения, согласна с ним в полном объеме, осознает характер и последствия заявленного добровольно и после проведения консультаций с защитником, при ознакомлении с делом, в порядке ст.217 УПК РФ, ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, которое поддержано последней.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.285 УК РФ, отнесено законом к категории средней тяжести.
Потерпевшие и государственный обвинитель не возражали против заявленного подсудимой ходатайства.
Предъявленное ФИО2 обвинение обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами. Основания для прекращения дела отсутствуют.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены, в связи с чем подлежит постановлению обвинительный приговор.
Давая юридическую оценку действиям подсудимой, суд находит установленным злоупотребление ФИО2 должностными полномочиями, то есть использовании своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов Потерпевший №1, муниципального образования ГО «<адрес>» и охраняемых законом интересов государства, а поэтому квалифицирует содеянное по ч.1 ст.285 УК РФ.
Принимая во внимание поведение подсудимой в судебном заседании, отсутствие информации о наличии у неё психического расстройства, ФИО2 признается вменяемой во время совершения преступления и подлежит уголовной ответственности за его совершение.
При назначении наказания в соответствии с требованиями ст.ст.6, 60 УК РФ суд учитывает совокупность всех обстоятельств, при которых совершено преступление; тяжесть, характер и степень общественной опасности содеянного подсудимым, данные о ее личности, имущественном положении, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначаемого наказания на исправление подсудимой и условия жизни ее семьи.
Оценивая степень общественной опасности совершенного преступления, суд принимает во внимание конкретные обстоятельства содеянного, характер и размер наступивших последствий в виде причинения потерпевшему материального ущерба, способ совершения преступления, степень фактического участия подсудимой в нем.
В качестве данных о личности подсудимой суд учитывает, что она ранее не судима, по месту жительства и работы характеризуется положительно, на учете в наркологическом и под наблюдением в психоневрологическом диспансерах по месту жительства не состоит, замужем.
В соответствии с п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, суд признает ее активное способствование раскрытию и расследованию преступления.
На основании ч.2 ст.61 УК РФ иными обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, суд учитывает признание ею вины, раскаяние в содеянном.
Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.
Оснований для постановления приговора без назначения подсудимой наказания или для освобождения её от наказания не имеется.
С учетом фактических обстоятельств преступления, не свидетельствующих о его меньшей степени общественной опасности, оснований для изменения в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ категории совершенного подсудимой преступления на менее тяжкую не имеется.
Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимой, ее возраст, материальное положение, смягчающие наказание обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности ее исправления назначением самого мягкого вида наказания, т.е. штрафа.
Согласно ч.3 ст.46 УК РФ размер штрафа суд определяет с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения подсудимой и ее семьи, а также с учетом ее трудоспособного возраста и возможности получения ею заработной платы.
Ввиду наличия смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ, и отсутствия отягчающих обстоятельств, рассмотрения дела в особом порядке наказание подсудимой назначается с учетом положений ч.ч.1 и 5 ст.62 УК РФ.
Принимая во внимание назначение ФИО2 самого мягкого вида наказания, в обсуждение вопроса о наличии оснований для применения по делу положений ст.64 УК РФ суд не входит.
На основании указанных в приговоре доказательств признанный подсудимой
ФИО2 гражданский иск прокурора <адрес> о взыскании с подсудимой материального ущерба, причиненного в результате преступления, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.81 и ст.82 УПК РФ вещественные доказательства – технический паспорт на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> – следует хранить при деле.
Меру пресечения подсудимой в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении надлежит оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.304, 307, ч.1 ст.308, чч.1 и 3 ст.309 УПК РФ, суд
приговорил:
ФИО2 признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Указанный штраф необходимо оплатить в течение 60 дней, после вступления приговора в законную силу, по следующим реквизитам:
УФК по РД (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>, л/с №А58650), ОКТМО 82701000, ИНН 0570004769, КПП 057201001, БИК 048209001, расчетный счет, 40№, ГРКЦ НБ <адрес> России, КБК-41№.
Меру пресечения ФИО2 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении надлежит оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Гражданский иск прокурора <адрес> в интересах администрации ГО «<адрес>», удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу администрации ГО «<адрес>» 159 600 (сто пятьдесят девять тысяч шестьсот) рублей в счет возмещения материального ущерба.
Денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: банк получателя - Отделение - НБ Республики Дагестан // УФК по РД <адрес>, Получатель: УФК по РД (Администрация городского округа «<адрес>» л/с 04033924330, ИНН 0547003083, КПП 054701001, БИК 018209001, ЕКС 40№, КС 03№, ОГРН 1020502308331).
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства – технический паспорт на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> – хранить при деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизлярский городской суд Республики Дагестан в течение 15 суток со дня его постановления.
В случае апелляционного обжалования приговора осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий О.В.Францева