УИД: 78MS0044-01-2023-002612-98
№ 2-302/2024 «01» апреля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кондратьевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Случаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску ФИО2 к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга о признании права на постановку на регистрационный учёт в качестве безработного, признании права на получение пособия по безработице и материальной помощи,
у с т а н о в и л:
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга обратился к мировому судьей судебного участка № Санкт-Петербурга с иском о взыскании со ФИО2 неосновательного обогащения в размере 37 246,77 руб., указав в обоснование заявленных требований на то, что ФИО2 был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ с назначением на основании п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также ФИО2 оказана материальная помощь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 500 руб. и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 500 руб.
При подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления в электронной форме № в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», ФИО2 указал в графе «место жительства» адрес: <адрес>. На основании информации, полученной АЗН с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, установлено, что ФИО2 постоянной регистрации на территории Санкт-Петербурга не имеет.
Приказом АЗН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с регистрационного учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением пособия обманным путем.
Учитывая, что ФИО2 при обращении в службу занятости были представлены недостоверные сведения об адресе места жительства (постоянной регистрации), что повлекло за собой необоснованное принятие решения о признании ФИО2 безработным и назначении пособия по безработице, истец просил взыскать сумму полученного пособия по безработице и материальной помощи в качестве неосновательного обогащения.
ФИО2 предъявлено встречное исковое заявление, в котором указано на то, что ДД.ММ.ГГГГ он посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» подал заявление в электронной форме в СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» о его регистрации в качестве безработного и об осуществлении в установленном порядке социальных выплат, в тот же день признан безработным с назначением пособия по безработице. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему было выплачено пособие по безработице и материальная помощь на сумму 37 246,77 руб.
При регистрации на портале «Работа в России» в графе «место жительство» ФИО2 указал адрес: <адрес> где он был зарегистрирован по месту пребывания. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.
ФИО2 полагает, что он с ДД.ММ.ГГГГ имел право на постановку на учет в качестве безработного на территории г. Санкт-Петербурга и право на получение пособия по безработице и материальной помощи, так как отсутствие у него регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге при наличии регистрации по месту пребывания и фактическом проживании в Санкт-Петербурге, не является достаточным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного.
До ДД.ММ.ГГГГ порядок регистрации безработных граждан был регламентирован Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № согласно п. 2 которых регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации.
По изложенным основаниям ФИО2 во встречном иске просит признать за ним право на постановку на регистрационный учёт в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и право на получение выплаченного пособия по безработице и материальной помощи в сумме 37 246,77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка № Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску ФИО2 к Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга о признании права на постановку на регистрационный учёт в качестве безработного, признании права на получение пособия по безработице и материальной помощи, передано по подсудности в Октябрьский районный суд г. Санкт-Петербурга.
В судебное заседание представитель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга не явился, извещен надлежаще, в поданном иске ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представлено.
Суд, руководствуясь ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, третьего лица.
Представитель ответчик ФИО2 в судебном заседании доводы встречного иска поддержал, настаивал на его удовлетворении, в первоначальном иске просил отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика ФИО2, суд приходит к следующему.
Согласно копии свидетельств о регистрации по месту пребывания ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 19), с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу постоянно (л.д. 43).
На основании приказа СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения Калининского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, ему назначено пособие по безработице, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» Агентство занятости населения Калининского района Санкт-Петербурга ФИО2 выплачено пособие по безработице в размере 34 995,16 руб., а также материальная помощь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ пол ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 251,61 руб., а всего 37 246,77 руб. (л.д. 11-15, 23).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 22).
Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 сообщено, что установлен факт неправомерного получения пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и материальной помощи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст. 1102 ГК РФ ФИО2 необходимо возвратить неправомерно полученное пособие по безработице и материальную помощь в сумме 34 995,16 руб. и 2 251,61 руб. соответственно (л.д. 24).
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации».
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 вышеназванного Закона.
Так, согласно положениям указанной статьи, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До ДД.ММ.ГГГГ порядок регистрации безработных граждан был регламентирован Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правилами регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом положений Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятых в условиях распространения коронавирусной инфекции, и корректирующих в связи с этим порядок и условия приема документов и постановки на учет в качестве безработного.
Как установлено пунктом 2 Временных правилам регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 3 Временных правил регистрации постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в "сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в Заявлении в электронной форме.
В соответствии с п. 8 Временных правил регистрации решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Согласно положениям статьи 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации») место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как указано в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также абзаца 2 пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право истца на труд и социальную защиту от безработицы.
Материалами дела подтверждено, что ФИО2 в период постановки на учет в качестве безработного и получения пособия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания в г. Санкт-Петербурге по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства. В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирован сын ФИО2 - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 на дату обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости фактически проживал на территории субъекта Российской Федерации города Санкт-Петербурга. Доказательств в подтверждение того, что местом жительства ФИО2 в спорный период являлось жилое помещение, расположенное на территории, не относящейся к городу Санкт-Петербургу, материалы дела не содержат.
Истцом по первоначальному иску не опровергнуты доводы ФИО2 о проживании в г. Санкт-Петербурге в период получения пособия по безработице и материальной помощи.
Так как отсутствие у ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту жительства в г. Санкт-Петербурге при наличии регистрации по месту пребывания и фактическом проживании в Санкт-Петербурге, не является достаточным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного, следовательно, ФИО2 имел право на постановку с ДД.ММ.ГГГГ на учет в качестве безработного на территории города Санкт-Петербурга и, как следствие, на получение пособия по безработице и материальной помощи.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения возникшего спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения, обязанность доказывания которых исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ возложена на истца – Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
Между тем в материалах дела отсутствуют, и суду не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестности ответчика или счетной ошибки, обращение ФИО2 в ЦНЗ по адресу регистрации по месту пребывания не свидетельствует о наличии в его действиях недобросовестности, направленной на получение пособия по безработице и материальной помощи, которые бы ему не причитались, так как он реализовал свое право на постановку на учет в качестве безработного по месту своего пребывания.
В связи с вышеизложенным, исковые требования Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга к ФИО2 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворению не подлежат, при этом являются обоснованными и подлежат удовлетворению встречные требования ФИО2 о признании за ним права на постановку на учет в качестве безработного и на получение выплаченного пособия по безработице и материальной помощи в сумме 37 246,77 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении спора по существу суд обязан решить вопрос о распределении судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела, основываясь на правилах ст. 98 ГПК РФ.
При подаче встречного иска ФИО2 оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., данные расходы подлежат взысканию в его пользу с Комитета, поскольку встречный иск ФИО2 удовлетворен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Комитету по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ИНН №, ОГРН № в удовлетворении исковых требований к ФИО2, паспорт № о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Встречные исковые требования ФИО2, паспорт № удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на постановку на регистрационный учёт в качестве безработного в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» и на получение выплаченного пособия по безработице и материальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 246 рублей 77 копеек.
Взыскать с Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, ИНН № ОГРН № в пользу ФИО2, паспорт № расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья