Дело № г. Дзержинск
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 марта 2023 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
при секретаре Ермаковой Е.С.,
с участием прокурора ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с иском к Администрации г. Дзержинск Нижегородской области, мотивируя тем, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения. В ходе проведенного 02.11.2022 мониторинга соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что расположенный на регулируемом перекрестке: <адрес> пешеходный переход, в нарушение п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, не оборудован пешеходными светофорами. В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным постановлением Администрации г. Дзержинска от 13.04.2012 №, рассматриваемый участок автомобильной дороги находится в собственности городского округа г. Дзержинска. Прокуратурой города совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску 09.11.2022 проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения и соответствия государственным стандартам, в ходе которой установлено, что на перекрестке: <адрес>, выявлены нарушения п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, выразившиеся в отсутствии пешеходных светофоров. Непринятие Администрацией г. Дзержинска мер по устранению выявленного нарушения, и, как следствие, не выполнение работ по надлежащему содержанию указанного участка автодороги, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могут в силу обстоятельств оказаться на указанном пешеходном переходе, и угрожает безопасности дорожного движения.
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, в виде отсутствия пешеходных светофоров на перекрестке, расположенном по адресу: <адрес>, обязать Администрацию г. Дзержинска привести указанный перекресток в соответствие с требованиями п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019 - оборудовать перекресток пешеходными светофорами, установить Администрации г. Дзержинска трехмесячный срок для совершения вышеуказанных действий.
Помощник прокурора г. Дзержинска Нижегородской области – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что на настоящее время работы по установке пешеходных светофоров на перекрестке: <адрес>, выполнены, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по г. Дзержинску в лице ОГИБДД явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержит правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (статьи 1, 5, 8, 10) определено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст.1 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения выражается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 12 закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обесценению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация города Дзержинска (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Дзержинска федеральными законами и законами Нижегородской области.
К вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.
С учетом анализа вышеприведенных норм, Администрация города Дзержинска осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ГОСТ Р 52289-2019, техническими средствами организации дорожного движения являются, в том числе, дорожные светофоры.
Согласно ГОСТ Р 52289-2019 настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Так, пунктом 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что пешеходные светофоры (светофоры П.1 и П.2) любых вариантов конструкции применяют для регулирования движения пешеходов по регулируемым пешеходным переходам с установкой светофоров по 7.4.2.
Абзацем 3 пункта 7.4.2 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке (рисунок В.19).
В ходе проведенного 02.11.2022 мониторинга соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что регулируемый перекресток: <адрес>, в нарушение п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, не оборудован пешеходными светофорами.
Прокуратурой г. Дзержинска совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску 09.11.2022 проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения и соответствия государственным стандартам, в ходе которой установлено, что регулируемый перекресток: <адрес>, в нарушение п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, не оборудован пешеходными светофорами, что подтверждается представленными фотоматериалами.
ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску 02.12.2022 вынесено предостережение в адрес <данные изъяты> о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено рассмотреть вопрос об установке пешеходных светофоров на указанном регулируемом перекрестке.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным постановлением администрации г. Дзержинска от 13.04.2012 №, рассматриваемый участок автомобильной дороги находится в собственности городского округа г. Дзержинска.
Указанный пешеходный переход расположен вблизи <данные изъяты> и <данные изъяты> и входит в маршрут несовершеннолетних <данные изъяты>
Таким образом, изложенное в совокупности позволяет сделать вывод о том, что названный перекресток является регулируемым, расположен вблизи образовательных учреждений, имеются все основания для оборудования такого перекрестка пешеходными светофорами, поскольку такой способ организации дорожного движения является одним из эффективных методов повышения безопасности дорожного движения и регулирования транспортных и пешеходных потоков.
Непринятие Администрацией г. Дзержинска мер по устранению выявленного нарушения, и, как следствие, не выполнение работ по надлежащему содержанию указанного участка автодороги, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могут в силу обстоятельств оказаться на пешеходном переходе указанного регулируемого перекрестка, и угрожает безопасности дорожного движения.
Ответчик – Администрация г. Дзержинска, не признавая исковые требования, указал, что работы по установке пешеходных светофоров на перекрестке на день рассмотрения дела выполнены.
Из сообщения <данные изъяты> от 28.12.2022 в адрес Администрации г. Дзержинска следует, что работы по установке пешеходных светофоров на указанном перекрестке выполнены. Однако, в материалы дела ответчиком представлен акт от 13.03.2023, из которого следует, что работы по установке пешеходных светофоров на указанном регулируемом перекрестке приняты только 13.03.2023.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что бездействие, о признании незаконным которого просит Прокурор г. Дзержинска, ответчиком не допущено. От исковых требований истец не отказывался.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Прокурора г. Дзержинска о признании незаконным бездействия Администрации г. Дзержинска, выразившегося в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019 - в отсутствии пешеходных светофоров на перекрестке: <адрес>, обязании Администрации г. Дзержинска привести указанный участок автомобильной дороги в соответствии с требованиями п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, - оборудовать перекресток пешеходными светофорами подлежат удовлетворению. Решение суда об обязании ответчика оборудовать перекресток пешеходными светофорами следует считать исполненным.
Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019 - отсутствии пешеходных светофоров на перекрестке, расположенном по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию г. Дзержинска привести участок автомобильной дороги - перекресток: <адрес>, в соответствие с требованиями п. 7.3.11 ГОСТ Р 52289-2019, -оборудовать перекресток пешеходными светофорами. Решение в данной части считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова