УИД 92RS0004-01-2021-004035-15
дело № 21-376/2022
Судья Степанова Ю.С.
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 года г. Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, 20) жалобу защитника привлекаемого лица заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. – Ловкачева А. А. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 апреля 2022 года по жалобе заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. на постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Порфирьева Е.А. № 02-92-367П от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б., -
установил:
постановлением должностного лица №02-92-367П от 26 августа 2021 года заместитель генерального директора ООО «БГС» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
На указанное постановление Генеральным директором ООО «БГС» Никоновым Ф.Б. подана жалоба в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя 27 апреля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда защитник привлекаемого лица подал жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что из содержания пункта 3 статьи 31.1. Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заявка на получение комплексного экологического разрешения, в том числе, должна содержать информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе.
Постановлением Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 года№ 698-ПП, утверждена Территориальная схема обращения с отходами города Севастополя.
Согласно Территориальной схемы обращения с отходами города Севастополя, на территории города Севастополь имеется единственный объект захоронения отходов - полигон ТКО «Первомайская балка» (III очередь).
Полигон расположен на земельном участке с кадастровым номером № контур №
Полигон ТКО «Первомайская балка» является объектом капитального строительства, который был введен в эксплуатацию разрешением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 12.04.2017 № RU№.
В отношении объекта получено положительное заключение Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 10.04.2017 № 0124-012-3, при этом государственная экологическая экспертиза проектной документации не была проведена.
Текущая категория данного участка: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для строительства полигона для складирования твердых бытовых отходов.
При этом, согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Информация о необходимости изменения категории земельного участка ранее не однократно доводилась до сведения органов исполнительной власти г. Севастополя, в том числе письмами ООО «БГС» от 08.10.2020 № 1027, от 07.12.2020 № 1404, от 08.02.2021 № 124, от 22.04.2021 № 448, от 23.04.2021 № 461, от 06.08.2021 № 1107, от 06.08.2021 № 1109. До настоящего времени, категория земель земельного участка не изменена.
По вышеуказанной причине отсутствует возможность внесения сведений о полигоне в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и как следствие отсутствуют правовые основания для получения ООО «БГС» лицензии на захоронение отходов, поскольку иные объекты размещения твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя, действующей Территориальной схемой не определены.
С учетом требований ст. 31.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», непринятие органами исполнительной власти мер, направленных на изменение категории земель в отношении земельного участка с КН: 91:04:043001:7, не позволяет обществу обеспечить получение комплексного экологического разрешения.
Таким образом, неисполнение требований законодательства в области лицензирования и охраны окружающей среды не связаны с ненадлежащей организацией работы и/или бездействием общества, в том числе должностных лиц общества.
По смыслу ст. 2.4. КоАП РФ, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностными лицами ООО «БГС» приняты исчерпывающие меры по соблюдения обязательном порядке норм и правил законодательства в области охраны окружающей среды, что в свою очередь исключает виновность совершенного правонарушения.
В судебном заседании защитник привлекаемого лица Ловкачев А.А. просил учесть доводы, изложенные в жалобе.
В судебное заседание должностное лицо вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, а также представитель Южного Межрегионального управления Росприроднадзора не явился, о дате и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, уважительной причины неявки в суд не представили.
Выслушав пояснения защитника привлекаемого лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды и устанавливается, что негативное воздействие на окружающую среду является платным
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная или иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Статьей 8.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица Южного межрегионального управления Росприроднадзора обстоятельства того, что в период с 30 июля 2021 года по 12 августа 2021 года в ходе проведения выездной проверки объекта I категории – Полигона ТКО «Первомайская балка», эксплуатируемого ООО «Благоустройство города «Севастополь» было выявлено осуществление обществом хозяйственной деятельности на указанном объекте в отсутствие комплексного экологического разрешения.
Данное нарушение послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 16 августа 2021 года № 02-92-367П в отношении ООО «БГС» по ст. 8.47 КоАП РФ, выразившееся в отсутствии Комплексного экологического разрешения.
В этой связи в отношении заместителя генерального директора ООО «БГС» Никонова Ф.Б. вынесено постановление старшего государственного инспектора, старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. № 02-92-367П от 26 августа 2021 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Судья пришел к выводу, что факт совершения административного правонарушения заместителем генерального директора ООО «БГС» подтверждается совокупностью исследованных письменных доказательств по делу: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № 02-92-367П, в котором изложено существо административного правонарушения; постановлением № 02-92-367П от 26 августа 2021 года, актом выездной проверки № 02-92-90П от 12 августа 2021 года, пояснениями ООО «БГС».
В связи с чем, оценив представленные доказательства всесторонне, полно и объективно в их совокупности, судья пришел к выводу об обоснованности постановления, старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращениями с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. № 02-92-367П от 26 августа 2021 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.47 КоАП РФ.
Однако с постановлением должностного лица и судебным актом согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Так, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что оспариваемое заявителем в настоящем деле постановление от 26 августа 2021 года№ 02-92-367П о привлечении должностного лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.47 КоАП РФ вынесено по результатам выездной проверки, проведенной на основании решения о проведении выездной проверки № 02-ВП-П-3 от 16 июля 2021 года, по итогам которой составлен акт выездной проверки от 12 августа 2021 года № 02-92-90П.
Также по результатам указанной проверки Южным Межрегиональным управлением Росприроднадзора составлены протоколы об административных правонарушениях и вынесены в отношении данного лица:
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-363П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей;
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-361П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-362П о привлечении заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б. к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
Так же по результатам данной проверки составлены протоколы и вынесены постановления в отношении юридического лица:
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-355П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей;
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-352П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
- постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-350П о привлечении ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Ни одно из указанных постановлений не вступило в законную силу и все обжалуются.
При этом, административным органом и судьей районного суда не учтено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды по статье 8.47 КоАП РФ, совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, вследствие чего оснований для раздельного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, у должностного лица не имелось.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 г. № 14-П, от 11 мая 2005 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 16 июня 2009 г. № 9-П).
В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 г. № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2-1.6 КоАП РФ следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.
Раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении в отношении должностного лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» с вынесением постановлений по каждому правонарушению, связанному с нарушением законодательства в сфере обращения с отходами, приводит к созданию искусственной множественности дел.
Указанные процессуальные положения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были проигнорированы как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда при проверке законности вынесенного постановления.
Кроме того, с 06 апреля 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в статью 4.4 КоАП РФ, применяющуюся к неисполненным наказаниям в силу статьи 1.7 КоАП РФ.
Так, согласно части 6 статьи 4.4. КоАП РФ, дополненной указанным Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2-4 этой статьи.
В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Этим же Законом статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой «если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности».
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Вместе с тем, материалы дела не содержат надлежаще заверенных копий постановлений о привлечении - постановление от 26 августа 2021 года № 02-92-367П о привлечении как заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф.Б., так и юридического лица ООО «Благоустройство города «Севастополь» к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, а также сведений о вступлении их в законную силу и об их исполнении, с учетом того, что в настоящее время они обжалуются в различных судебных инстанциях.
Указанные документы и выяснение данных обстоятельств имеют существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, частей 2 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.47 КоАП РФ, составляет один год.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, выявлены в период с 30 июля 2021 года по 12 августа 2021 года, в связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по данному делу в настоящее время не истек.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7, части 3 статьи 30.9 КоАП РФ постановление (решение) по результатам рассмотрения жалобы на постановление (решение) по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи районного суда нельзя признать законными, в связи с чем, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 27 апреля 2022 года и постановление старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Порфирьева Е.А. №02-92-367П от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.47 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» Никонова Ф. Б. отменить, дело направить должностному лицу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова