Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кубасовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Савик С.А.,
с участием:
истца Токарева Д.В.,
представителя истца Шмаковой Ю.А.,
представителя ответчика Ржанова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева ФИО8 к <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Токарев Д.В. обратился в суд с указанным иском, в обоснование иска указано следующее: он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Собственником жилого помещения он не является, право на приватизацию жилья он не использовал. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением об обеспечении жилым помещением в силу закона, в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что он будет обеспечен жильем в порядке очереди.
Просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда на территории по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета <адрес>.
В судебном заседании истец Токарев Д.В. настаивал на удовлетворении исковых требований, содержащиеся в иске доводы поддержал, дополнил, что его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце указаны в его свидетельстве о рождении со слов матери. До совершеннолетия он находился под опекой бабушки ФИО4 До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, он вынужден арендовать жилье. Он не состоит в браке, не имеет и никогда не имел в собственности жилое помещение, в приватизации не участвовал.
Представитель истца Шмакова Ю.А. настаивала на удовлетворении требований об обязании ответчика предоставить истцу, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилого помещения указанной категории лиц на территории <адрес>. Уточнила, что решение вопроса о порядке обеспечения жилыми помещениями (предоставление жилого помещения либо денежного сертификата для его приобретения), распределение необходимых для этого денежных средств является обязанностью ответчика. До настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением ни в одной из форм, предусмотренных законом.
Представитель ответчика Ржанов М.В. возражал против удовлетворения иска, поскольку в силу законодательства, лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениями в порядке постановки их на соответствующий учет. Следовательно, обеспечение жилым помещением истца ранее лиц, которые поставлены на учет до него, приведет к нарушению прав этих лиц. Кроме того, на основании заявления истца, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> вынесено распоряжение о предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения на территории <адрес>, социальные выплаты также предоставляются в порядке очереди.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство труда и социального развития <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, указав в отзыве на иск следующее: истец включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Лица указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому, орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Внеочередное предоставление истцу жилого помещения повлечет нарушение прав иных лиц из той же категории, включенных в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения ранее истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство финансов и налоговой политики <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, указав в отзыве на иск следующее: органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ. К полномочиям МФ и НП НСО, в соответствии с ч. 1 ст. <адрес> №З, относится финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, которое осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов и городских округов <адрес> субвенций из областного бюджета <адрес>.
На основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» установлено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2024 год и плановый период 2025 и 2026, согласно которому, <адрес> в 2024 году предусмотрено предоставление субвенции в размере 81 004 400 руб.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, указав в отзыве на иск следующее: статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено право на однократное предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, определен порядок реализации указанного права в соответствии с очередностью постановки на учет. При этом ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные нормы данного Закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, субвенции в муниципальный бюджет перечисляются на обеспечение лиц, относящихся к данной категории, без указания конкретных фамилий.
В соответствии с <адрес> от 21,12.2023 г. № «Об областном бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» произведено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальным образованиям <адрес>, в том числе <адрес> на 2024 год в размере 81 004 400 руб.
Заслушав истца Токарева Д.В., представителя истца Шмакову Ю.А., представителя ответчика Ржанова М.В., учитывая отзывы на иск третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства труда и социального развития <адрес>, Министерства финансов и налоговой политики <адрес>, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанной категории, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанной категории, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанной категории по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Токарев ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что следует из свидетельств о рождении, о смерти.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Токарев Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.
Согласно справке администрации Ояшинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Токарев Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, правом приватизации на территории Ояшинского сельсовета не воспользовался.
Как следует из информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, за Токаревым Д.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, район Болотнинский, МО Ояшинский сельсовет, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. Собственником жилых помещений Токарев Д.В. не является.
ДД.ММ.ГГГГ Токарев Д.В. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что он будет обеспечен жильем в порядке очереди, в которой находится под номером 87.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам указанной категории возникает у органа исполнительной власти при наступлении юридических фактов, указанных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наступление которых установлено судом: Токарев Д.В. достиг возраста 18 лет, прав на недвижимое имущество в виде жилого помещения, за ним не зарегистрировано, он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Токарев Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>. Изложенное свидетельствует о наличии законных оснований для предоставления истцу жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилого помещения указанной категории лиц на территории <адрес>, что не оспорено представителем ответчика.
Поскольку законодательство не содержит указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам указанной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.
Предоставление истцу жилого помещения ранее, чем иным лицам этой же категории, включенным в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений перед истцом, не свидетельствует об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением и не приведет к нарушению прав иных лиц, поскольку администрация <адрес>, в силу приведенных норм закона, обязана обеспечить жилыми помещениями всех лиц, относящихся к категории детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений.
Тот факт, что по заявлению Токарева Д.В. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> вынесено распоряжение №-р о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение в собственность жилого помещения, на выводы суда не влияет, поскольку до настоящего времени ответчиком не исполнена обязанность предоставить Токареву Д.В. жилое помещение в соответствии с приведенными положениями законодательства, истец не обеспечен жилым помещением, социальная выплата на его приобретение также не предоставлена.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Токарева ФИО10 к <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Токареву ФИО11, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами предоставления жилого помещения указанной категории лиц на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через <адрес> районный суд <адрес>
Судья Е.Н. Кубасова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник находится в материалах дела № <адрес> районного суда <адрес>, уникальный идентификатор дела №