Дело №2-5063/2023
УИД 50RS0052-01-2023-005072-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2023 года г.о. Щёлково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой К.В.,
при секретаре судебного заседания Дуняшиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское по иску Щёлковского городского прокурора Московской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ к СНТ «ФИО1» об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
Установил:
Истец Щёлковский городской прокурор Московской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к СНТ «ФИО2» об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обосновании иска указано, что городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия Соблюдения СНТ «ФИО3» требований законодательства об отходах производства и потребления.
Ранее в ходе надзорных мероприятий установлено, что СНТ «ФИО5» не заключен (отсутствует) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор) с региональным оператором ООО «ФИО4» (далее - Региональный оператор).
B связи с выявленными нарушениями в адрес председателя CНТ «ФИО6» 13.04.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений за исх. №.
Вместе с тем, согласно ответу председателя правления СНТ «ФИО7» на представление, зарегистрированное в городской прокуратуре 16.05.2023, требования о заключении Договора с Региональным оператором, не выполнены. Отсутствие Договора с Региональным оператором также подтверждается объяснением председателя СНТ «ФИО8» ФИО9 от 31.05.2023.
C 01.01.2019 все юридические лица и предприниматели обязаны заключать договор на оказание по обращению с ТКО с региональным оператором.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по заключению Договора с Региональным оператором.
В связи с изложенным, отсутствие Договора между СНТ «ФИО10» и Региональным оператором может привести к складированию ТКО в несанкционированных местах, загрязнению как территории СНT «ФИО13», так и близлежащей территории, последующего негативного воздействия, причинения вреда окружающей среде и напряженности по данному вопросу среди граждан.
На основании вышеизложенного, в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, просит обязать CНТ «ФИО12» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «ФИО11».
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащем образом, в исковом заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, в связи, с чем суд на основании ст. 233 ГПК РФ определил рассматривать дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия соблюдения СНТ «ФИО14» требований законодательства об отходах производства и потребления.
Ранее в ходе надзорных мероприятий установлено, что СНТ «ФИО15» не заключен (отсутствует) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор) с региональным оператором ООО «ФИО20» (далее - Региональный оператор).
B связи с выявленными нарушениями в адрес председателя CНТ «ФИО16» 13.04.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений за исх. №.
Вместе с тем, согласно ответу председателя правления СНТ «ФИО17» на представление, зарегистрированное в городской прокуратуре 16.05.2023, требования о заключении Договора с Региональным оператором, не выполнены. Отсутствие Договора с Региональным оператором также подтверждается объяснением председателя СНТ «ФИО18» ФИО19 от 31.05.2023.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды деятельность общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и в соответствии с Соглашением от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным с Министерством экологии и природопользования Московской области, ООО «Хартия» (далее - Общество) наделено статусом «Регионального оператора» по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Московской области и является единственным лицом, уполномоченным на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО, в том числе выставления счета за оказанную услугу по обращению с ТКО.
Согласно ст. 51 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
C 01.01.2019 все юридические лица и предприниматели обязаны заключать договор на оказание по обращению с ТКО с региональным оператором.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
При решении вопроса об организации и использовании мест общего пользования члены СНТ «ФИО22» обязаны были в силу норм действующего законодательства разрешить вопрос о размещении на территории мест общего пользования контейнерной площадки и заключении договора с региональным оператором на вывоз отходов.
Ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие заключение товариществом договора на вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по заключению Договора с Региональным оператором.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных исковых требований и доказательств, их подтверждающих, суду не представил.
В связи с изложенным, отсутствие Договора между СНТ «ФИО21» и Региональным оператором может привести к складированию ТКО несанкционированных местах, загрязнению как территории СНT «<данные изъяты>», так и близлежащей территории, последующего негативного воздействия, причинения вреда окружающей среде и напряженности по данному вопросу среди граждан.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд, в порядке гражданского судопроизводства, с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, с учетом вышеустановленных обстоятельств и приведенных норм закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Щёлковского городского прокурора Московской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ к СНТ «ФИО23» об обязании заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами – удовлетворить.
Обязать CНТ «ФИО24» в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО «ФИО25».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Жукова К.В.