УИД 37RS0020-01-2024-001182-31
Дело № 2-862/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гаврилов Посад 15 августа 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Малышевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Ариповой Т.Б.,
с участием представителя истца прокурора Сапожникова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ильинского района к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Щенниковская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранения нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ильинского района в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать МКОУ «Щенниковская НОШ» устранить нарушения санитарного законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения образовательной организации в соответствие с требованиями СП 2.4.3648-20.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалиста службы государственного строительного надзора в МКОУ «Щенниковская НОШ» по адресу: <адрес> выявлены нарушения требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28, а именно
- стены и потолки имеют дефекты и повреждения; признаки поражения грибком (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), следы протеканий, с отслаивающейся покраской, темные и желтые разводы (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), что является нарушением п.2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- стены с нарушением целостности плиточного покрытия (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), что является нарушением п.2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- полы с нарушением целостности плиточного покрытия (пищеблок), что является нарушением п.2.5.2 СП 2.4.3648-20;
- подоконники 1 этажа с отслаивающейся покраской, что является нарушением п.2.5.1 СП 2.4.3648-20.
Администрацией Ильинского муниципального района не проводится достаточное финансирование МКОУ «Щенниковская НОШ».
В судебном заседании 23 июля 2024 года в качестве соответчика к участию в деле привлечен отдел образования администрации Ильинского муниципального района Ивановской области, исковые требования были уточнены: прокурор просил обязать МКОУ «Щенниковская НОШ» устранить дефекты и повреждения на стенах и потолках, убрать следы поражения грибком (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), убрать следы протеканий с отслаивающейся покраской, темные и желтые разводы (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), подоконники 1 этажа с отслаивающейся покраской. Обязать отдел образования администрации Ильинского муниципального района Ивановской области определить порядок финансирования МКОУ «Щенниковская НОШ» указанных работ.
В судебном заседании прокурор Сапожников М.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика МКОУ «Щенниковская НОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика отдела образования администрации Ильинского муниципального района Ивановской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отзыве указал, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации Ильинского муниципального района в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав мнение представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 4 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьей 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 41 Конституции РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации общественных помещений, зданий, должны осуществляться санитарно-эпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 28 настоящего Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правых норм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 настоящего Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Частью 15 статьи 28 настоящего Федерального закона на образовательные учреждения возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с частью 1 статьи 24 настоящего Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 утверждены санитарные правила и нормы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно пункту 2.5.1 СП 2.4.3648-20 применяемые строительные и отделочные материалы используют при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств, подтверждающие их безопасность, устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно пункту 2.5.2 СП 2.4.3648-20 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
Согласно пункту 2.5.3 СП 2.4.3648-20 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 30 мая 2024 года МКОУ «Щенниковская НОШ» является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 9-16).
В мае 2024 года прокуратурой Ильинского района с привлечением специалиста службы государственного строительного надзора в МКОУ «Щенниковская НОШ» по адресу: <адрес> проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарных правил СП 2.4.3648-20, а именно
- стены и потолки имеют дефекты и повреждения; признаки поражения грибком (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), следы протеканий, с отслаивающейся покраской, темные и желтые разводы (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), что является нарушением п.2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- стены с нарушением целостности плиточного покрытия (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), что является нарушением п.2.5.3 СП 2.4.3648-20;
- полы с нарушением целостности плиточного покрытия (пищеблок), что является нарушением п.2.5.2 СП 2.4.3648-20;
- подоконники 1 этажа с отслаивающейся покраской, что является нарушением п.2.5.1 СП 2.4.3648-20, составлен соответствующий акт (л.д. 17-19).
Имущество, используемое МКОУ «Щенниковская НОШ» для осуществления своей деятельности, является муниципальной собственностью.
Учредителем МКОУ «Щенниковская НОШ» является муниципальное образование Ильинский муниципальный район.
Сведений об исполнении обязанности МКОУ «Щенниковская НОШ» устранить нарушения ответчиком не представлено.
Поскольку установлено, что выявленные надзорным органом нарушения законодательства до настоящего времени не устранены, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом обстоятельств дела, доводов сторон, учитывая, что расходы на проведение ремонтных работ являются затратами ответчиков и требуют соблюдения Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает необходимым установить ответчику МКОУ «Щенниковская НОШ» срок для выполнения действий в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194–198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Щенниковская начальная общеобразовательная школа» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения образовательной организации в соответствие с требованиями СП 2.4.3648-20: устранить дефекты и повреждения на стенах и потолках, убрать следы поражения грибком (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), убрать следы протеканий, с отслаивающейся покраской, темные и желтые разводы (пищеблок, групповая дошкольная группа (детский сад), подоконники 1 этажа с отслаивающейся покраской.
Обязать отдел образования администрации Ильинского муниципального района Ивановской области определить порядок финансирования МКОУ «Щенниковская НОШ» указанных работ в тот же срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Малышева
Мотивированное решение суда изготовлено 15 августа 2024 года.