Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4982/2024 от 10.03.2024

Судья: Каримов Д.С. адм. дело № 33а-4893/2024

УИД: 63RS0030-01-2023-005129-36

№ 2-5737/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2024 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Ромадановой И.А.

судей Сивохина Д.А., Чирковой Е.А.,

при помощнике судьи Дождевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г.о. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 декабря 2024 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А, доводы представителя прокуратуры Никитиной Е.С., судебная коллегия

установила:

Исполняющий обязанности прокурора г.Тольятти Самарской области обратился с вышеуказанным иском в Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области к администрации г.о.Тольятти об обеспечении беспрепятственного доступа, указав, что прокуратурой г.Тольятти Самарской области проведена проверка по вопросам соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что В ходе проверки прокуратурой установлено, что Лунина Е.Г. в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда № многоквартирного <адрес>Г по <адрес> внутренним и наружным пандусами (подъемным механизмом). Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов ФИО1 нуждается в техническом средстве реабилитации — кресле-коляске.

Муниципальной комиссией проведено обследование общедомового имущества и жилого помещения инвалида ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования комиссией вынесено заключение № от 09.06.2023 г. о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

До настоящего времени беспрепятственный доступ инвалиду
ФИО1 к жилому помещению и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен.

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ТСЖ ЖЭК».

На основании вышеизложенного, с учетом уточнений, истец просит обязать администрацию г.о. Тольятти в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов»

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15.12.2023 административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области, действующего в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО8 удовлетворено. Обязать администрацию г.о.Тольятти в течении 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества
в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (л.д. 61-72).

В апелляционной жалобе администрация г.о. Тольятти просит решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе
в удовлетворении исковых требований (л.д. 76).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда представитель прокуратуры
Никитина Е.С. просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2019
№ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка - инвалида инвалидность ФИО1 связана с расстройством <данные изъяты>, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске.

ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «ТСЖ ЖЭК».

ДД.ММ.ГГГГ от Луниной Е.Г. в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1 поступило заявление в муниципальную комиссию
по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества
в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях
их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий
их доступности для инвалидов о проведении обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного
по адресу: <адрес> на предмет приспособления с учетом потребностей ребенка-инвалида и обеспечения условий их доступности.

Муниципальной комиссией вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме <адрес>, в части оборудования подъезда внутренним и наружным пандусами (подъемным механизмом).

Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация г.о. Тольятти является надлежащим исполнителем обязанности по приспособлению подъезда жилого дома по адресу: <адрес>, с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ
по оборудованию пандуса (подъемного механизма), в связи с чем, пришел
к выводу, что заявленные требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом указал, что в настоящее время работы по обеспечению доступности жилых помещений с учетом потребностей инвалидов надлежащим образом не организованы и не проведены, доказательств обратного суду не представлено.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Так, положениями статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В силу пунктов 1, 3 абзаца 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо
от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной
и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки
в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу
в многоквартирных домах

Согласно пункту 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений
в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий
их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

В силу части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению
и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий
и сооружений для маломобильных групп населения». СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 года № 904/пр), или иного подъемного устройства.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов установлен Правилами № 649, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В соответствии с пунктом 2 Правил № 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа
в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида. При этом, администрация г.о. Тольятти является надлежащим исполнителем обязанности по приспособлению подъездов жилых домов по адресу: <адрес>, с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ
по оборудованию пандуса (подъемного механизма).

Реализуя положения статьи 7 Конституции Российской Федерации,
а также положения Федерального закона № 131-ФЗ, администрация, как орган местного самоуправления, должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов - с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ФИО1, с учетом
ее потребностей как инвалида, и обеспечения условий ее доступности для инвалида.

При таких обстоятельствах, доводы административного ответчика
о том, что оборудование подъезда многоквартирного дома должно выполняться в порядке очередности и в пределах денежных средств, предусмотренных в бюджете г.о. Тольятти, являются несостоятельными.

Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают,
не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.

При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии
не имеется оснований.

Само по себе удовлетворение требований прокурора не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, а потому не может расцениваться как вмешательство в его деятельность.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2024.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-4982/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г.Тольятти
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Другие
ООО ТСЖ ЖЭК
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
11.03.2024[Гр.] Передача дела судье
04.04.2024[Гр.] Судебное заседание
22.04.2024Передача дела судье
28.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее