№ 2-1416/2023
УИД 61RS0018-01-2023-001545-81
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года п. Тарасовский Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Шаповаловой С.В., при секретаре судебного заседания Костюк М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Рыновская ООШ, администрации Тарасовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение отдел образования Тарасовского района Ростовской области об обязании устранения выявленных нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Рыновская ООШ (далее - МБОУ Рыновская ООШ) об обязании устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, к администрации Тарасовского района Ростовской области, муниципальному учреждению отделу образования администрации Тарасовского района Ростовской области об обязании выделить денежные средства для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства. В обоснование заявленных исковых требований указано, что при проведении контрольного (надзорного) мероприятия: плановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ выданного в отношении МБОУ Рыновская ООШ, установлены нарушения санитарного законодательства: покрытие проездов, подходов и дорожек частично отсутствует или имеет дефекты, что является нарушением п. 2.2.4 СПДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; потолки во всех кабинетах школы имеют дефекты и повреждения, не допускает влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением п. 2.5.3 СП ДД.ММ.ГГГГ; не оборудовано помещение для обработки и дезинфекции уборочного инвентаря с подводом горячей проточной воды, что не соответствует пункту ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ; во всех помещениях школы, осветительные приборы частично не закрыты плафонами, что не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ; туалетные комнаты не оборудованы подводом горячей воды, что является нарушением п. 2.6.5 СП ДД.ММ.ГГГГ; умывальные перед обеденным залом не оборудованы подводом горячей воды, что является нарушением п. ДД.ММ.ГГГГ-20; не организован питьевой режим, при норме питьевой режим должен быть организован посредством установки стационарных фонтанчиков, что является нарушением п. ДД.ММ.ГГГГ СанПиН ДД.ММ.ГГГГ; на пищеблоке в производственном цехе не созданы условия для мытья рук работников (не оборудована раковина с подводом холодной и горячей воды), что не соответствует п. ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; в производственном цехе происходит перекрещивание потоков сырой и готовой продукции, производственные столы расставлены таким образом, что не обеспечивают последовательность (поточность) технологических процессов, что является нарушением п. 2.5 СП 2.4/3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; над оборудованием с выделением тепла (плитами) не оборудована локальная вытяжная систем, что не соответствует п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», п. 2.7.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; в конце рабочего дня не проводится дезинфекция посуды и столовых приборов, что не соответствует п. 3.10 СанПиН 2.3/2.4 3590-20; ДД.ММ.ГГГГ год в обед занижены массы порций: первое блюдо (суп картофельный с рисом) – 200 гр., при норме 12 лет и старше 250-300 гр., второго блюда (рыба тушеная) – 80 гр., при норме 7-11 лет 90-120 гр., 12 лет и старше 100-120 гр., гарнир (пюре картофельное) – 150 гр., при норме 12 лет и старше 180-230 гр., закуска (капуста тушёная) – 60 гр., при норме 12 лет и старше 100-150 гр., что не соответствует 8.1.7 приложение 9 таблица 1 СанПиН 2.3/2.4 3590-20; в ежедневном меню готовых блюд ДД.ММ.ГГГГ не указывается возрастная группа детей, что не соответствует 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4 3590-20; в ежедневном меню ДД.ММ.ГГГГ не указана калорийность порции, что является нарушением пункта 8.1.7 СанПиН 2.3/2.4 3590-20. Законному представителю вручено предписание об устранении выявленных нарушений сроком до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В 2022 года в адрес представителя истца поступило ходатайство о переноске срока выполнения предписания до ДД.ММ.ГГГГ. Директором МБОУ Рыновская ООШ в адрес МУ ОО администрации Тарасовского района направлено ходатайство о выделении денежных средств для устранения выявленных нарушений на исполнение предписания в срок. Представителем истца рассмотрено ходатайство и принято решение об удовлетворении и продлении срока исполнения предписания об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ в части обеспечить покрытие проездов, подходов и дорожек в соответствии с п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Однако предписание не выполнено в срок, и не выполняется длительный период времени. Просит обязать администрацию Тарасовского района выделить денежные средства МБОУ Рыновская ООШ для устранения нарушений действующего Санитарно-эпидемиологического законодательства для обеспечения покрытия проездов, подходов и дорожек в соответствии с п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать МБОУ Рыновская ООШ устранить нарушения действующего законодательства в течение трёх месяцев после выделения денежных средств администрацией Тарасовского района.
Представители сторон в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, истец и представитель ответчика МБОУ Рыновская ООШ просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель ответчика администрации Тарасовского района Ростовской области, третье лицо не просили об отложении дела или рассмотрении дела в отсутствие их представителей, не предоставили доказательства наличия уважительных причин неявки представителей в судебное заседание. Суд, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев предоставленные суду доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
От представителя ответчика МБОУ Рыновская ООШ поступило заявление, в котором указано, что исковые требования она признаёт полностью, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска представителем ответчика директора МБОУ Рыновская ООШ, поскольку данные процессуальные действия не противоречат закону, не нарушают чьих-либо охраняемых законом прав и интересов, совершены добровольно, правовые последствия данных процессуальных действий сторонам известны и понятны.
С учётом признания иска ответчиком МБОУ Рыновская ООШ суд считает, что исковые требования истца к данному ответчику подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования к администрации Тарасовского района Ростовской области, об обязании выделить денежные средства для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства суд руководствовался следующим.
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу ч. 3 ст. 39 вышеназванного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Согласно ст. ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). В соответствии со ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, распределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий. Вопрос об устранении выявленных в деятельности МБОУ Рыновская ООШ нарушений санитарно-эпидемиологических требований может быть разрешён не только путём выделения денежных средств, но и в результате принятия иных мер. Эти меры муниципальный орган принимает самостоятельно. Муниципальное учреждение отдел образования администрации Тарасовского района Ростовской области может обеспечить распределение денежных средств (финансирование) только при условии их выделения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на администрацию Тарасовского района Ростовской области выделить денежные средства для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства.
Статьёй 204 ГПК РФ установлено, что в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Учитывая необходимость обеспечения финансирования работ по исполнению решения суда и сроки производства в части проведения ремонта, суд полагает возможным установить срок исполнения решения, который заявлен истцом в соответствующей части исковых требований.
Представителем ответчика заявлено ходатайство об уменьшении размера госпошлины в связи с финансовым положением, так как в план финансово-хозяйственной деятельности не заложены финансовые средства на уплату государственной пошлины.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчик является бюджетным учреждением и не осуществляет предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 333.20 НК РФ суд при решении вопроса о взыскании государственной пошлины считает возможным снизить её размер до 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком МБОУ Рыновская ООШ.
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Рыновская ООШ, администрации Тарасовского района Ростовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение отдел образования Тарасовского района Ростовской области об обязании устранения выявленных нарушений санитарного законодательства - удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рыновская ООШ устранить нарушения законодательства, а именно: обеспечить покрытие проездов, подходов и дорожек в соответствии с п. 2.2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Рыновская ООШ госпошлину в доход государства в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья С.В.Шаповалова
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2023 года.