Судья Борзицкая М.Б. Дело № 7а-243/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 15 июня 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Терехина А.Ю. – адвоката Гулевич А.К. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 25 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Терехина А. Ю.,
установил:
25 февраля 2022 года командиром мобильного взвода ОР ППСП отдела полиции № «Октябрьский» Управления МВД России по городу Новосибирску Доценко В.П. составлен протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Терехина А.Ю.
Дело передано на рассмотрение в Центральный районный суд города Новосибирска.
Определением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 25 февраля 2022 года дело об административном правонарушении направлено по подведомственности в Октябрьский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 25 февраля 2022 года Терехин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
На данное постановление защитником Терехина А.Ю.– адвокатом Гулевич А.К. в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ подана жалоба.
Согласно доводам жалобы, постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, в связи с несоответствием выводов судьи материалам дела. Представленные в деле доказательства не подтверждают совершение Терехиным А.Ю. вменяемого правонарушения.
Высказывает несогласие с квалификацией действий Терехина А.Ю., полагает, что описанное деяние подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Обращает внимание, что Терехин А.Ю. участвовал в мирной акции, не допуская нарушения общественного порядка и санитарных норм. Считает, что задержание Терехина А.В. во время публичного мероприятия, является нарушением конституционных прав последнего, в том числе права на свободу собраний, предусмотренного статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Задержание и удержание Терехина А.Ю. было необоснованным. В ходе производства по делу допущено нарушение права на справедливое судебное разбирательство, поскольку в деле не принимал участие прокурор и «представители обвинения».
Считает, что административное наказание является строгим и несправедливым.
Просит отменить постановление, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Судья областного суда определил рассмотреть жалобу в отсутствие Терехина А.Ю. и его защитника Гулевич А.К., поскольку они были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного разбирательства не представили.
Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле доказательств и материалов в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Как следует из материалов, основанием привлечения Терехина А.Ю. к административной ответственности по указанной норме послужили обстоятельства, согласно которым 24 февраля 2022 года в период времени с 19 часов 00 минут до 19 часов 40 минут по адресу: <адрес>, Терехин А.Ю. оказал неповиновение законному требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, требования прекратить противоправные действия игнорировал, отказался пройти в служебный автомобиль для установления личности, умышленно преграждал движение сотрудников полиции, пытался уйти с места происшествия, вел себя агрессивно, нагло, дерзко, вызывающе в отношении сотрудников полиции, на неоднократные законные требования сотрудника полиции прекратить свои противоправные действия отвечал категорическим отказом.
Действия Терехина А.Ю. квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, как неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Фактические обстоятельства совершения Терехиным А.Ю. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, объективно подтверждаются совокупностью представленных в деле доказательств: протоколом об административном правонарушении <адрес> от 25 февраля 2022 года (л.д. 1); протоколом об административном задержании от 24 февраля 2022 года (л.д.5); протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 24 февраля 2022 года (л.д.7); протоколом личного досмотра (л.д.8); рапортами сотрудников полиции (л.д.9 - 10); актом просмотра видеозаписей от 24 февраля 2022 года (л.д. 11-14); копией паспорта Терехина А.Ю. (л.д. 24-25); диском с видеозаписью (л.д. 15).
При рассмотрении дела судьей районного суда всем представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.
Судья областного суда не усматривает оснований не согласиться с законностью вынесенного судьей постановления в отношении Терехина А.Ю., исходя из следующего.
С объективной стороны состав административного правонарушения, указанного в части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, заключается, в том числе в неповиновении законному требованию сотрудника полиции при исполнении им обязанностей по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, а равно в воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.
Привлечение к ответственности по данной норме возможно, если требования сотрудников, отданные в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка, были законными. Законность требования сотрудника полиции обусловлена наличием у него оснований и полномочий по предъявлению соответствующего требования.
Полномочия сотрудника полиции предусмотрены Федеральным законом от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 части 1 статьи 2 Закона о полиции предупреждение и пресечение административных правонарушений, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, а также обеспечение правопорядка в общественных местах является одним из основных направлений деятельности полиции.
В силу статьи 12 Закона о полиции, на полицию возложены обязанности, в том числе: пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения; документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, выявлять и пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
В целях выполнения возложенных законом обязанностей полиции предоставлены права, в том числе: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 1, 8 части 1 статьи 13 Закона о полиции).
Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (части 3, 4 статьи 30 Закона о полиции).
Из материалов дела усматривается, что 24 февраля 2022 года в период времени с 19 часов 00 минут до 19 часов 40 минут по адресу: <адрес>, проходило несогласованное публичное мероприятие с участием более 200 человек, целью которого явилось выражение несогласия с проведением военной операции на территории Украины. Гражданами, участвующими в данном публичном мероприятии, не были выполнены требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.2 КоАП РФ, которое посягает на общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Нормами части 1 статьи 27.1 КоАП РФ предусмотрено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления должностное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе в виде доставления, личного досмотра, изъятия вещей и документов.
Согласно имеющимся в деле доказательствам, в том числе рапорту и видеозаписи, сотрудниками полиции в целях предотвращения противоправных действий, связанных с нарушением требований законодательства, регламентирующего порядок проведения публичных мероприятий, а также нарушений установленных на территории Новосибирской области правил поведения в связи с введением режима повышенной готовности, принято решение о задержании лиц, нарушающих общественный порядок, в том числе в отношении Терехина А.Ю. При этом Терехиным А.Ю. при обстоятельствах, указанных в постановлении, не выполнено законное требование сотрудников полиции.
Доводы жалобы о том, что действия Терехина А.Ю. должны быть квалифицированы по статье 20.2 КоАП РФ, основаны на неверном применении норм права.
В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», разъяснено, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ либо частью 5, частью 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с публичным мероприятием.
Между тем, невыполнение законных требований сотрудников полиции по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления, или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении него дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом (часть 1 статьи 13 Закона о полиции), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если данные обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.
Материалы дела позволяют сделать бесспорный вывод, что неповиновение законным требованиям сотрудников полиции при несении ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, оказывалось Терехиным А.Ю. при его задержании в связи с совершением им административного правонарушения, в ходе препровождения его к служебному транспортному средству с целью доставления в отдел полиции для установления личности и составления административного материала, что выполнить Терехин А.Ю. категорически отказывался, активно сопротивляясь сотрудникам полиции, умышленно преграждал движение сотрудников полиции, пытался уйти с места происшествия, вел себя агрессивно, тем самым демонстрируя отказ от выполнения законных требований сотрудников правоохранительных органов, что препятствовало выполнению полицейскими своих должностных обязанностей.
Установив указанные обстоятельства, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Терехина А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Последующее привлечение к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ в данном случае не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, поскольку данные административные правонарушения имеют различные объекты посягательства, для статьи 19.3 КоАП РФ таким объектом является порядок управления, для статьи 20.2 КоАП РФ - общественный порядок и общественная безопасность, данные составы также характеризуются отличной друг от друга объективной стороной правонарушений.
Довод о том, что государство вмешалось в право Терехина А.Ю. на свободу собраний и выражения мнений, отклоняется, поскольку для квалификации действия по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ не имеет правового значения. Между тем, по настоящему делу Терехину А.Ю. не вменено нарушений каких-либо правил поведения и порядка проведения публичного мероприятия или участия в нем.
Должностным лицом и судьей районного суда в ходе производства по настоящему делу и его рассмотрения были созданы надлежащие условия для реализации Терехиным А.Ю. его прав, как лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленный законом срок уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела. Терехин А.Ю. участвовал при составлении протокола, ему разъяснены предусмотренные законом права, и которые реализованы данным лицом по своему усмотрению. При составлении протокола об административном правонарушении наряду с Терехиным А.Ю. участвовал профессиональный защитник.
При рассмотрении дела судьей районного суда Терехин А.Ю. также реализовал свои права на участие в деле с помощью защитника, заявлял ходатайства, давал пояснения. Позиция Терехина А.Ю. и его защитника, изложенная ими в судебном заседании при рассмотрении дела судьей районного суда, получила надлежащую оценку в оспариваемом постановлении.
Имеющиеся в материалах дела рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ. Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностными лицами, не имеется. Факт наделения сотрудников полиции государственно-властными полномочиями, не свидетельствует о наличии у них личной заинтересованности в исходе дела и об их субъективности в изложении обстоятельств административного правонарушения.
Судья областного суда проверил зафиксированные должностными лицами обстоятельства посредством исследования процессуальных документов и вещественных доказательств (дисков с видеозаписью), убедившись в достоверности, объективности и допустимости указанных доказательств.
Вопреки доводам жалобы, учитывая положения статьи 25.11 КоАП РФ, оснований для привлечения к участию в деле прокурора, не имеется. Рассмотрение дела в отсутствие сотрудников полиции и прокурора не свидетельствует о нарушении прав Терехина А.Ю. на справедливое судебное разбирательство.
Применение в отношении Терехина А.Ю. мер обеспечения производства об административных правонарушениях в виде доставления, личного досмотра и административного задержания осуществлено в соответствии с требованиями закона. Применение указанных мер обеспечения не повлияло на законность и обоснованность вынесенного судьей постановления. Между тем, условия и основания их применения могут быть оспорены в ином судебном порядке.
Таким образом, судьей районного суда при рассмотрении дела в отношении Терехина А.Ю. в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Действия Терехина А.Ю. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание в виде административного штрафа назначено Терехину А.Ю. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, данных о его личности, согласно санкции части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей районного суда, и отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемом постановлении судьи районного суда.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления судьи Октябрьского районного суда города Новосибирска от 25 февраля 2022 года, вынесенного в отношении Терехина А.Ю., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░