Резолютивная часть решения оглашена 04 декабря 2023 года
Мотивированное решение составлено 11 декабря 2023 года
УИД 32RS0027-01-2023-003178-86
Дело №2-4624/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года |
город Брянск |
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Петраковой А.Д., с участием представителя истцов Стефуришина А.Н., представителя ответчика Сухининой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Елены Васильевны, Миненко Сергея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на получение компенсации материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Воробьева Е.В., Миненко С.В. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что им на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный <адрес>. Вышеуказанный жилой дом является для ких утраченным в связи с его радиационным загрязнением. Согласно отчету №23-ОН-10271-05-117 стоимость жилого дома с хозяйственными постройками определена в сумме 1 970 000 рублей. Решениями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области №... и №... от 07.06.2023 истцам было отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки, поскольку завышена оценка стоимости имущества, не представлены документы о нахождении в собственности наследодателя утраченного имущества по состоянию на 01.01.1994. Просили суд признать за ними право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилого дома, общей площадью 61,1 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного <адрес>, в размере 1 970 000 рублей, по 985 000 рублей каждому.
В ходе рассмотрения дела представитель истцов уточнил исковые требования, и окончательно просил суд признать за ответчиками право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имуществе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилого дома, общей площадью 61,1 кв.м., с хозяйственными постройками, расположенного <адрес>, в размере 1 858 000 рублей, по 929 000 рублей каждому.
В судебное заседание истцы Воробьева Е.В., Миненко С.В. представитель третьего лица Новозыбковской городской администрации Брянской области, не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истцов Стефуришин А.Н. поддержал уточненные исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Сухинина И.О. исковые требования не признала, и пояснила, что стоимость утраченного имущества является завышенной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Согласно пункту 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 01.01.1994.
Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
В силу пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является наличие у лица по состоянию на 01.01.1994 утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Воробьева Е.В. и Миненко С.В. являются собственниками жилого дома (по 1/2 доли), расположенного <адрес>, кадастровый №..., на основании свидетельство о праве на наследство по закону <дата>, после смерти М.В., умершего <дата>.
Как следует из справки, выданной Новозыбковской городской администрацией (исх. №252 от 29.05.2023), в домовладении, расположенном <адрес>, никто не зарегистрирован.
Согласно правкам Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации №559 от 29.05.2023 и №560 от 29.05.2023, Миненко С.В., Воробьева Е.В. не обращались с отказом от жилого помещения, расположенного <адрес>. Жилое помещение не передавалось на баланс администрации как бесхозяйное. Сведениями о предоставлении ссуды, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1, комитет не располагает.
Согласно похозяйственной книге, в доме, расположенном <адрес>, был зарегистрирован М.В., <дата> рождения, то есть наследодатель.
Доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, стороной ответчика суду не представлено.
Следовательно, по состоянию на 01.01.1994, жилой дом, расположенный <адрес>, находилась во владении и пользовании наследодателя на законных основаниях.
Истец Воробьева Е.В., <дата> рождения, зарегистрирована и проживает <адрес>. Истец Мироненко С.В., <дата> рождения, зарегистрирован и проживает <адрес>.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, территория села Новое Место Шеломовского сельского поселения Новозыбковского района Брянской области отнесена к зоне отселения.
Таким образом, по статусу, установленному базовым законом, истцы относятся к категории лиц, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1.
Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения уполномоченным органом заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и отчета об оценке имущества.
Согласно статье 5.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В этой связи, уполномоченным органом по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области.
Решениями ответчика от 07.06.2023 Воробьевой Е.В. и Миненко С.В. отказано в выплате единовременной денежной компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с: завышенной оценкой стоимости имущества на основании отчета АНО «Независимая экспертиза «ЭТИ» от 30.05.2023 №23-ОН-10271-05-117; не предоставлением документов, подтверждающих право собственности за утраченное имущество на 01.01.1994.
В ходе рассмотрения дела, на основании определения суда от 18.09.2023 назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой ООО ОК «ВарМи» составлено экспертное заключение №23-ЭЧН-6443-10-5536 от 30.10.2023.
Согласно выводам указанного заключения, рыночная стоимость жилого дома, общей площадью 61,1 м2, с хозяйственными постройками, расположенного <адрес>, с учетом степени радиационного загрязнения, на дату определения стоимости, округленно составляет 1 858 000 рублей. На дату проведения осмотра домовладение пригодно для проживания, критических (аварийных) показателей износа для строительных конструкций не установлено.
Оценивая указанное экспертное заключение в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации, суд признает данное заключение достоверным, обоснованными профессиональным. Кроме того, выводы эксперта не находятся в противоречии с исследовательской частью экспертного заключения, изложены ясно и подробно, согласно поставленным вопросам.
Само по себе экспертное заключение основано на материалах дела, с учетом осмотра объекта исследования, и по своему содержанию оно полностью соответствует нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, предъявляемым к экспертным заключениям.
Заключение дано экспертом, имеющим высшее техническое образование, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе и строительно-технических, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеющего стаж работы в сфере оценочной деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Заключение выполнено на основании стандартов оценочной деятельности (статья 20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.
В экспертном заключении содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, а также иным лицам, не имеющим специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Указанное экспертное заключение соответствует Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.
Ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы от лиц, участвующих в деле, не поступило.
В ходе судебного разбирательства при исследовании указанного экспертного заключения у суда не возникло сомнений в достоверности или обоснованности выводов, изложенных в заключении эксперта, в связи с чем суд принимает его как допустимое доказательство и учитывает при разрешении заявленных требований итоговую величину рыночной стоимости объекта оценки, указанную в заключении эксперта ООО ОК «ВарМи», составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанными нормативными актами.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проанализировав все представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд считает, что имеются основания для признания за Воробьевой Е.В., Миненко С.В. права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, с учетом уточненных исковых требований в размере 1 858 000 рублей, по 929 000 рублей каждому.
При вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истцы обязаны сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.
В соответствии со статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Следовательно, при получении истцами компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Воробьевой Еленой Васильевной (паспорт <данные изъяты>) право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилого дома, общей площадью 61,1 м2, расположенного <адрес>, кадастровый №..., в размере 929 000 рублей.
После получения Воробьевой Еленой Васильевной компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, прекратить ее право собственности на данное имущество.
Признать за Миненко Сергеем Васильевичем (паспорт <данные изъяты>) право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – жилого дома, общей площадью 61,1 м2, расположенного <адрес>, кадастровый №..., в размере 929 000 рублей.
После получения Миненко Сергеем Васильевичем компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, прекратить его право собственности на данное имущество.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
В.С. Куприн |