Производство № 2-404/2022
Дело (УИД) № 48RS0017-01-2022-000555-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года с. Тербуны
Тербунский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Баранова С.В.,
при секретаре Рязанцевой О.Ю.,
с участием представителя истца по доверенности Макиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» к Лукашову Сергею Владимировичу о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» обратилось в суд с иском к Лукашову С.В. о взыскании выплаченной на основании социального контракта суммы государственной социальной помощи. Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», законом Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» и Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, между ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» и Лукашовым С.В. 8 июля 2022 года был заключен социальный контракт на условиях осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на сумму 250000 рублей. Указанные денежные средства были перечислены на счет Лукашова С.В. В соответствии с мероприятиями программы социальной адаптации Лукашову С.В. в срок до 07.08.2022 года необходимо было приобрести электромеханическую машину R600 с набором принадлежностей ROTHENBERGER 72675 и предоставит в учреждение социальной защиты населения документы, подтверждающие факт приобретения оборудования. В установленный срок ответчик по делу указанные мероприятия не выполнил. В качестве причины невыполнения программы Лукашов С.В. указал, что безвозвратно утратил денежные средства. Приказом от 08.08.2022 г. учреждение в одностороннем порядке расторгло социальный контракт с ответчиком, которому было направлено уведомление о расторжении социального контракта и необходимости возврата денежных средств. До настоящего времени денежные средства ответчиком по делу истцу не возвращены. На основании изложенного, истец просит взыскать с Лукашова С.В. социальную выплату в сумме 250000 рублей, государственную пошлину в сумме 5700 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Макина Л.В. уменьшила размер исковых требований до 248000 рублей, ссылаясь на то, что на момент обращения в суд с настоящим иском ответчик в погашение суммы задолженности перечислил истцу 2000 рублей. В оставшейся части иск поддержала, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Лукашов С.В. в судебном заседании 08.11.2022 года признал исковые требования на сумму 248000 рублей и пояснил, что действительно он потратил не по назначению выделенные ему денежные средства. Но единовременно он не может погасить указанную сумму.
В соответствии со ст. 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд вправе принять признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст.173 ГПК Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.
Председательствующий в судебном заседании разъяснил содержание ст.ст. 39, 173, 198 ГПК Российской Федерации, правовые последствия признания иска.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Федеральным законом № 178-ФЗ установлено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона (малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации), в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 8.1. Федерального закона № 178-ФЗ).
Закон Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи", регионального социального контракта и направлен на поддержание уровня жизни граждан, нуждающихся в оказании государственной социальной помощи, проживающих на территории Липецкой области.
В соответствии с данным законом размер денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта составляет в рамках мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности до 350 000 рублей – единовременно.
Судом установлено, что приказом ОБУ "Центр социальной защиты населения Липецкой области" № 41115 от 07.07.2022 г. «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта» гражданам, указанным в приложении № 1 к Приказу, назначена государственная социальная помощь виде социального контракта.
07.07. 2022 г. ОБУ "Центр социальной защиты населения Липецкой области" (Филиал № 15 по Тербунскому району ОБУ «Центр социальной помощи населения Липецкой области) принято решение № 82 о назначении Лукашову С.В. меры социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности единовременно в сумме 250000 рублей, способ выплаты через банк на счет №.
8 июля 2022 года между учреждением социальной защиты населения и Лукашовым С.В. заключен социальный контракт на оказание социальной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Предметом настоящего контракта является сотрудничество между учреждением социальной защиты населения и Получателем (ответчиком) по реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта в соответствии с Законом Липецкой области от 29 марта 2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» в целях максимальной социальной адаптации получателя (и членов его семьи) и выхода на самообеспечение. Контракт вступает в силу с момента подписания и действует по 07.07.2023 года.
Согласно п. 2.1 социального контракта Учреждение социальной защиты в праве: проверять материально-бытовые условия получателя; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением получателем обязательств, предусмотренных контрактом; прекращать предоставление социальной помощи в случае нарушения получателем условий контракта с месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств.
Согласно п. 3.2 социального контракта получатель обязан в том числе: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; взаимодействовать с социальным работником, осуществлять сопровождение контракта, ежемесячно представлять в учреждение социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; предоставлять в учреждение социальной защиты населения информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на предоставление социальной помощи, в том числе: о наличии уважительных причин невыполнения мероприятия программы социальной адаптации – не позднее 10 календарных дней с момента возникновения данных обстоятельств; о наличии оснований для досрочного прекращения контракта – не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем появления основания.
Ответчик в судебном заседании подтвердил факт перечисления истцом денежных средств по социальному контракту на его счет, в связи с чем суд находит установленным данное обстоятельство.
Подготовленный для ответчика бизнес-план предусматривал необходимость приобретения на перечисленные денежные средства электромеханической прочистной машины R600 с набором принадлежностей ROTHENBERGER 72675 для устранения засоров в канализационной системе.
Программой социальной адаптации предусмотрены следующие мероприятия:
- с 08.07.2022 года по 07.08.2022 года перечисление денежных средств, покупка приведенной электромеханической машины и предоставление в учреждение социальной защиты населения документов подтверждающих приобретение машины.
Между тем, Лукашов С.В. не выполнил приведенные мероприятия.
Согласно п. 6 ст. 4.3 Закона Липецкой области от 29.03.2005 г. № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке по следующим основаниям:
1) в связи с выездом получателя (семьи) на новое место жительства за пределы территории Липецкой области;
2) в случае смерти получателя;
3) в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем;
4) в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи.
Приказом № 1374 от 08.08.2022 года истец в одностороннем порядке расторг социальный контракт с ответчиком на основании п. 4 ч. 6 ст. 4.3 указанного Закона, в связи с неисполнением Лукашовым С.В. мероприятий программы социальной адаптации.
Во исполнение данного приказа ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» направляло в адрес ответчика письменное уведомление от 08.08.2022 года об одностороннем расторжении социального контракта на оказание социальной помощи и необходимости вернуть полученные по социальному контракту денежные средства в сумме 250000 рублей путем перечисления указанных средств на указанный счет в срок до 06.09.2022 г.
Лукашов С.В. представил в суд платежный документ подтверждающий перечисление на приведенный счет денежных средств в размере 2000 рублей.
Принимая во внимание, что ответчиком не выполнены условия социального контракта, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований на сумму 248000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно платежному поручению № 9820 от 04.10.2022 года истцом уплачена государственная пошлина при обращении в суд с иском в размере 5700 рублей исходя из суммы иска в 250000 рублей.
Поскольку ответчик перечислил 2000 рублей на счет истца до предъявления иска в суд, то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально имеющейся на момент предъявления в суд задолженности, а именно в размере 5654,4 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Лукашова Сергея Владимировича (паспорт серия № №) в пользу Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области (ИНН 4825096854) выплаченную на основании социального контракта сумму государственной социальной помощи в размере 248000 рублей и судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 5654,4 рублей, а всего 253654 (двести пятьдесят три тысячи шестьсот пятьдесят четыре) рубля 40 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Тербунский районный суд.
Председательствующий /подпись/ С.В. Баранов
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2022 года.