Дело 2-904/2023, УИД 03RS0028-01-2023-001002-11
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхние Киги 03 августа 2023 года
Судья Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан Леонтьев А.Н.,
при секретаре Таухутдиновой А.Р.,
с участием заместителя прокурора Русакова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кигинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Шакирову Г.К. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Кигинского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к Шакирову Г.К. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указав в обоснование требований, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что Шакиров Г.К., имеет водительское удостоверение серии № категории «В» на право управления транспортными средствами при наличии медицинского противопоказания – состоит в ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на учете с диагнозом <данные изъяты> по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр). Указанные обстоятельства создает угрозу безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц.
В судебном заседании заместитель прокурора поддержал требования, просил их удовлетворить.
Административный ответчик Шакиров Г.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. Никаких ходатайств в суд им не направлено.
В судебное заседание третье лицо не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав заместителя прокурора, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года N 5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Частью 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу положений ст. 1065 ГК РФ предупреждение причинения вреда способствует снижению риска потенциальной опасности. В целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, интересов государства и общества может быть реализована судебная форма защиты, предметом которой является, в том числе приостановление (прекращение) потенциально опасной деятельности.
Автомобиль является источником повышенной опасности, под которым признается любая деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.
Опасность причинения вреда в будущем должна иметь реальный характер и подтверждаться соответствующими доказательствами.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 24 Федерального закона определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В п. 1 ст. 26 Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся, в том числе, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами устанавливаются федеральным законом.
Из толкования во взаимосвязи норм законодательства в области безопасности дорожного движения следует, что возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 8 которого противопоказанием к управлению транспортным средством является, в том числе <данные изъяты> до прекращения диспансерного наблюдения в связи с стойкой ремиссией (выздоровления)
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шакиров Г.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами при наличии медицинского противопоказания – состоит в ГБУЗ РБ Кигинская ЦРБ на учете с диагнозом <данные изъяты>.
Состояние здоровья ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, обладая данным правом, Шакиров Г.К. создает реальную угрозу нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, а медицинское противопоказание к управлению с учетом имеющейся у него заболевания является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона.
Реальная опасность причинения вреда ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
При таком положении, суд с учетом наличия у Шакирова Г.К. медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и наличии правовых оснований для прекращении действия предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление прокурора Кигинского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Прекратить действие права управления транспортными средствами – водительского удовлетворения серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Регистрационно-экзаменационной группой ОГИБДД ОМВД России по Дуванскому району на имя Шакирова Г.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РБ в течение месяца по истечении срока для подачи заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления через Белокатайский межрайонный суд РБ.
Судья: подпись А.Н. Леонтьев
Копия верна
Судья А.Н. Леонтьев