Дело № 66RS0003-01-2022-002610-62
Производство № 2-3556/2022
Мотивированное решение изготовлено 01 сентября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 25 августа 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А. И.,
с участием представителя истца Воронова А. И., действующего на основании доверенности *** от 14.02.2022,
представителя третьего лица администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга – Овчинникова К. Э., действующего на основании доверенности № *** от 15.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремина Константина Александровича к администрации г. Екатеринбурга, администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением,
установил:
Еремин К. А. обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга, администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании права пользования жилым помещением.
В обоснование исковых требований указал, что Б 31.10.1994 администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга на праве социального найма предоставлены три комнаты, общей площадью 309 кв.м, находящиеся в квартире ***. Указанные комнаты предоставлены также членам ее семьи: В., сыновьям Еремину К. А. и Г. и бабушке А По состоянию на сегодняшний день единственным лицом, который пользуется указанными комнатами является Еремин К. А. (В и Г. сменили место жительство, А скончалась).
Выданный ордер Б. содержит ошибку. В нем неверно указан номер квартиры, в которой расположены комнаты, а именно: вместо квартиры № ***, ошибочно указана квартира № *** Также, ошибочно указано, что комнаты предоставлены в четырехкомнатной квартире.
Согласно справке ЕМУП БТИ от 26.01.2022 о результатах проводимых инвентаризаций четырехкомнатной квартиры № *** в жилом доме никогда не существовало. Согласно обследованию от 08.12.1977 в данном жилом доме имелась квартира № *** общей площадью 47,4 кв.м и комната № *** площадью 7,1 кв.м. Аналогичные данные содержаться в техническом паспорте, составленном по состоянию на 23.06.1992.
Из обследования от 02.07.2021 следует, что квартира № *** и комната № *** заинвентаризированы в качестве четырехкомнатной квартиры № ***. При этом, документов, подтверждающих законность перепланировки нет, квартира № *** никогда не состояла на кадастровом учете.
Фактически, Б. и членам ее семьи выделялись три комнаты в квартире № ***, в которых они и проживали. В настоящее время в квартире № *** проживает истец, общая площадь трех комнат составляет 32,1 кв.м. Разница в площади помещений с учетом указания в ордере – 30,9 кв.м является несущественной и вызвана применением разных методик измерения площади, либо совершением ошибки при производстве замеров.
На основании изложенного, просит признать за Ереминым К. А. право пользование на условиях социального найма жилым помещением – тремя комнатами, расположенными в квартире № *** в жилом доме по адресу: ***
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Железнодорожного района г. Екатеринбурга и АО «УКЗ».
Представитель истца Воронов А. И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга – Овчинников К. Э., действующий на основании доверенности, в судебном заседании указал, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку не доказан факт предоставления в пользование на условиях социального найма квартиры № ***
Ответчики администрация г. Екатеринбурга и администрация Кировского района г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок, причины неявки суду неизвестны, ранее в судебном заседании указывали об отказе в удовлетворении требований.
Третье лицо АО «УКЗ» в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом и в срок, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ст. 2 ФЗ № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 г. вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, а Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу и применению не подлежит.
В соответствии со ст. 5 данного закона к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, ордер является единственным основанием для вселения в жилое помещение.
В силу ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Согласно ст. 53 ЖК РСФСР наниматель и члены его семьи пользуются равными правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 86 ЖК РСФСР в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Аналогичные положения содержатся в ст. 83 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
На основании ордера № 8444 серия ББ от 31.10.1994, Б предоставлено жилое помещение в виде трех комнат общей площадью 30.9 кв.м в квартире № ***, состоящей из четырех комнат, расположенных по адресу: ***. В качестве лиц, въезжающих в данное жилое помещение, указаны: В (муж), Еремин К. А. (сын), Г (сын), А. (бабушка) (л.д. 6).
Согласно журналу выдачи ордеров за 1994 г. подтверждается, что Б от предприятия АО «Уралкриотехника» выдан ордер № 8444 (л.д. 72-74).
Из пояснений истца следует, что фактически Б и членам ее семьи предоставлена квартира ***, поскольку квартира № *** отсутствует. В связи с чем, истец просит признать за ним право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.
Оценивая заявленные требования, суд приходит к следующему.
По данным на 25.05.2020 по адресу: *** в реестр муниципального имущества муниципального образования «город Екатеринбург» включены жилые помещения: квартира № *** общей площадью 47,7 кв. м и жилой 32,7 к.м, комната № *** общей площадью 7,1 кв.м (л.д. 40-41).
Согласно сведениям ЕМУП БТИ, по состоянию на 08.12.1977 помещения первого этажа пронумерованы – трехкомнатная квартира № *** (ранее № 2), общей площадью 47,7 кв.м, трехкомнатная квартира № *** (ранее № 1) общей площадью 47,4 кв. и комната № *** (ранее № 4а) площадью 7,1 кв.м. По данным последнего обследования на 02.07.2021 квартира № 5 и комната № *** заинвентаризированы в качестве четырехкомнатной квартиры № *** общей площадью 54,3 кв.м. (л.д. 7).
Указанная информации подтверждается техническим паспортом помещения и планом объекта.
Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений – квартир № ***, администрацией района не вдавалось (л.д. 49).
Как следует из выписок ЕГРН, в отношении квартиры № *** и квартиры № *** право собственности не зарегистрировано (л.д. 8-11).
По данным автоматизированной информационной системы «Жилищная политика» и данных всех территориальных органов, договоры социального найма на жилые помещения, расположенные по адресу: *** и комната № *** не заключались. По информации администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга согласно журналу выдаче ордеров за 1981 г. жилое помещение в виде комнаты 9,5 кв.м по адресу: *** предоставлено Д (л.д. 58).
По информации МКУ «Центр муниципальных услуг», в квартире № *** в комнатах жилой площадью 9,5 кв.м., 14 кв.м и 8,4 кв.м на сегодняшний день никто не зарегистрирован, снятие с учета производилось 1984, 1989, 2005 гг. (л.д. 35-37).
В свою очередь, согласно поквартирным карточкам, в квартире *** жилой площадью 30,9 кв.м в трех комнатах четырехкомнатной квартиры зарегистрирован Еремин К. А. Сняты с учета А., Е., Б. и В., Г. (л.д. 51).
В квартире № *** в комнате жилой площадью 8,4 кв.м снята с учета 15.06.1984 - Ж.; в комнате 14 кв.м 23.04.1982 - Д 06.09.1989 - З., 06.09.1989 - И., 06.09.1989 - К.; в комнате 9,5 кв.м 25.07.1995 - Л., 06.04.2005 - М
С учетом анализа фактических обстоятельств суд исходит, что вселение истца произведено в квартиру № *** которая состоит из трех комнат жилой площадью 32,7 кв.м, поскольку фактически соответствует данным ордера № 8444 – три комнаты площадью 30,9 кв.м.
В свою очередь, квартиры № *** не установлено по данным объекта исследования, установлена комната № *** площадью 7,1 кв.м, что не соответствовало в любом случае норме предоставления жилого помещения семьи Б. из пяти человек.
Таким образом, поскольку в спорной квартире № *** зарегистрированные лица отсутствуют, истцом подтверждается факт проживания в указанном жилом помещении, иных правопритязаний судом не установлено, соответственно, у истца возникло право пользования жилым помещением – квартиры № ***, состоящей из трех комнат 9,5 кв.м, 14 кв.м, 8,4 кв.м на условиях социального найма и заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 9,5 ░░.░, 14 ░░.░, 8,40 ░░.░ ░ ░░░░░░░░ № *** ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: *** ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
<***>
<***>
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░