63RS0039-01-2023-006360-90
Резолютивная часть
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 16 февраля 2024г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 809/2024 по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на сооружение канализации, руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности муниципального образования городского округа Самара на сооружение – сеть внутренняя канализационная протяженностью 268 м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.А. Борисова
63RS0039-01-2023-006360-90
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 16 февраля 2024г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Хажмуратовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 809/2024 по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самары к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на сооружение канализации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на сооружение канализации, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. объект недвижимого имущества – сооружение – сеть внутренняя канализационная протяженностью 268м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества, осуществляет учет муниципального имущества и ведет его реестр.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент управления имуществом городского округа Самары просил суд признать право собственности муниципального образования городского округа Самара на сооружение – сеть внутренняя канализационная протяженностью 268м. с кадастровым номером 63:01:0000000:37566, расположенное по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары Ильина А.М., действующая на основании доверенности, поддержала требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Министерству имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Представители третьих лиц Администрации городского округа Самара, Администрации Ленинского внутригородского округа Самара, ООО «СКС», в судебное заседание не явились, были уведомлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного Кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, спорные объекты, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерными сооружениями, расположены над и под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу пунктов 4, 8 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с пунктами 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу положений статьи 11 ФЗ РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении"- 1. В целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.
3. Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
Исходя из совокупного анализа приведенных норм права, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в т.ч. бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорных объектов не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
При этом названные меры объективно не могут быть реализованы при неопределенности в вопросе принадлежности спорных объектов канализационной сети.
В таких условиях, отсутствие собственника такого объекта (объектов) неизбежно влечет отсутствие должного контроля за техническим состоянием объекта (объектов), проведения должным образом профилактических и ремонтных работ, а также обеспечения надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. объект недвижимого имущества – сооружение – сеть внутренняя канализационная протяженностью 268м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что объект недвижимого имущества – сеть внутренней канализации, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре имущества <адрес> не числится.
Согласно ответу ТУ Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., объект недвижимого имущества – канализационная линия, расположенная во дворе дома по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не числится.
Из ответа АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что отделение не располагает информацией о собственнике канализационной линии, которая проходит во дворе дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из сообщения Департамента управления имуществом городского округа Самары также следует, что сведения о сооружении – канализационной линии, расположенного около <адрес> в <адрес> в реестре муниципального имущества не учитываются.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требований Департамента управления имуществом городского округа Самары являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право собственности муниципального образования городского округа Самара на сооружение – сеть внутренняя канализационная протяженностью 268 м. с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья
Решение принято в окончательном виде 22.02.2024г.