Дело № 2-674/2022
УИД24 RS0055-01-2022-000863-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уяр 04 октября 2022 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Сержановой Е.Г.,
при секретаре Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Красноярского края к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице министерства лесного хозяйства Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании совершить действие. Истец в исковом заявлении требования мотивировал тем, что на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес> (далее - Арендатор, Лесопользователь), является арендатором лесного участка площадью <данные изъяты> га расположенного: в <адрес>, <данные изъяты> лесничество кварталы №№, № предоставленного для заготовки древесины. Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Ирбейское лесничество» арендаторами в 2021 году, также КГБУ «Ирбейское лесничество» представлен отчет по выполнению объёма противопожарных мероприятий, согласно данному отчету арендатором не выполнены следующие: устройство противопожарных минерализованных полос — 1,7 км; прочистка противопожарных минерализованных полос — 15,7 км. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создаёт угрозу уничтожения лесных насаждений и населённых пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
С учетом измененных требований, просили суд обязать ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ОГРН 1022401115868) выполнить по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 01 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия за 2021 год в границах лесных участков расположенных в КПСУ «Ирбейское лесничество», №: устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) - 1,7 км; прочистка противопожарных, минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) -15,7км.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо - представитель КГБУ «Ирбейское лесничество» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив представленные документы, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолётов, вертолётов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:
- предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров);
- мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
- разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
- иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьёй 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) определено, что Российская Федерация (далее - РФ) передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля (надзора), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края (далее - Положение о Министерстве).
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Судом установлено, что приказом агентства лесной отрасли Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес> (далее - Арендатор, Лесопользователь), является арендатором лесного участка площадью <данные изъяты> га расположенного: в <адрес>, КГБУ «Ирбейское лесничество», № предоставленного для заготовки древесины, что подтверждается актом приема-передачи лесных участков, схемой расположения границ лесного участка, характеристикой лесного участка и его насаждений и др. приложениями к акту приема-передачи, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалы дела представлены акты приемки работ по устройству минерализованных полос, барьеров и уходу за ними выполненных в КГБУ «Ирбейское лесничество» силами ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общая оценка выполненных работ – удовлетворительно. Также представлены схемы выполнения мероприятий.
Отделом охраны и защиты лесов министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Ирбейское лесничество» арендаторами в 2021 году, также КГБУ «Ирбейское лесничество» представлен отчет по выполнению объёма противопожарных мероприятий, согласно данному отчету арендатором не выполнены следующие: устройство противопожарных минерализованных полос — 1,7 км; прочистка противопожарных минерализованных полос — 15,7 км.
Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах создаёт угрозу уничтожения лесных насаждений и населённых пунктов в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком нарушены требования лесного законодательства, а именно: в границах лесных участков расположенных в КПСУ «Ирбейское лесничество», № не обустроены противопожарные минерализованные полосы (шириной не менее 1,4 м) - 1,7 км; не проведена прочистка противопожарных, минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) -15,7км.
Принимая во внимание изложенные в иске объяснения истца, соотнося их в совокупности с имеющимися в деле документами, а также то, что факт нарушения лесного законодательства нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Российской Федерации в лице министерства лесного хозяйства Красноярского края к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ГУФСИН России по Красноярскому краю об обязании совершить действие – удовлетворить в полном объеме.
Обязать ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ОГРН 1022401115868) выполнить по приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в течение 01 месяца со дня вступления решения суда в законную силу следующие противопожарные мероприятия за 2021 год в границах лесных участков расположенных в КПСУ «Ирбейское лесничество», №
- устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) - 1,7 км;
- прочистка противопожарных, минерализованных полос (шириной не менее 1,4 м) -15,7км.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Уярский районный суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий Е.Г. Сержанова
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2022 года