Дело №2-1-288/2024
УИД 73RS0008-01-2024-000428-89
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июня 2024 года г. Инза, Ульяновской области
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Гельвер Е.В.,
с участием ст. помощника Инзенского межрайонного прокурора
Мельникова Е.Н.,
при секретаре Зудилиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,
у с т а н о в и л а :
Инзенский межрайонный прокурор Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Определением Инзенского районного суда Ульяновской области к участию по делу в качестве третьего лица привлечена Администрация МО «Инзенский район».
В обоснование искового заявления указано, что в рамках проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения учреждениями образования требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№ 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).
Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории (п. 5 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней (п. 7 Требований).
В соответствии с пп. «в» п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18 Требований).
На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности (п. 41 Требований).
Согласно пп. «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (п. 19 Требований).
Согласно договору безвозмездного пользования нежилым зданием от ***, заключенным между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Валгусское сельское поселение в безвозмездное пользование учреждению переданы здания и помещения сельских домов культуры, расположенные по адресам:
- ***.
Аналогичный договор безвозмездного пользования нежилым зданием и помещением был заключен *** между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Валгусское сельское поселение.
*** утвержден паспорт безопасности вышеуказанного объекта культуры, которому присвоена 3 категория.
Ранее был утвержден паспорт безопасности Валгусского центрального сельского дома культуры *** (***).
При этом оборудование данного объекта (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение длительного времени не осуществлено.
В этой связи межрайонным прокурором *** начальнику МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «***» внесено представление об устранении нарушений закона ***/Прдп*** в отношении указанных 14 объектов культуры.
Согласно ответу МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» от *** *** нарушения закона не устранены.
В результате бездействия муниципального учреждения нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия жизнедеятельности, воспитания, проведения досуга и культурного развития.
Неисполнением ответчиками указанного законодательства создаются предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, совершения террористических акций.
Просил суд признать бездействие МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» по не оборудованию объекта культуры системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, расположенного по адресу:
- ***, незаконным.
Обязать МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации объекта культуры, расположенного по адресу:
- ***,
В судебном заседании помощник Инзенского межрайонного прокурора Мельников Е.Н. заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что прокуратура не возражает против установления срока для исполнения настоящего решения до 10 января 2025 г.
Представитель ответчика – Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» Киселева А.Д. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.
Пояснила, что какого-либо бездействия учреждением допущено не было.
Согласно п. 19 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учётом объёма планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2-х лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
С целью приведения учреждений культуры района в соответствие с пп. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176 и на основании исковых заявлений Инзенской межрайонной прокуратуры направлялось письмо в адрес начальника Управления финансов муниципального образования «Инзенский район» с просьбой о предусмотрении в бюджете дополнительных средств на оборудование учреждений культуры системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, но в просьбе об увеличении лимитов было отказано.
МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» МО «Инзенский район» определённые действия в сфере антитеррористической защищенности проводились, факт бездействия отсутствует.
Представитель третьего лица - Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Инзенский район» Кузнецов И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании дал аналогичные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В рамках проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения учреждениями образования требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры были выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2, ст. 3 Закона № 35-ФЗ одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации определены приоритеты мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, то есть выявление и последующее устранение причин и условий, способствовавших совершению террористических актов.
При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, и антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017
№ 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – Требования).
Пунктом 3 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории (п. 5 Требований).
Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.
Срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней (п. 7 Требований).
В соответствии с пп. «в» п. 11 Требований, в ходе своей работы комиссия:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);
в) выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы;
г) определяет возможные последствия совершения террористического акта;
д) определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
е) определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории).
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18 Требований).
На каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности (п. 41 Требований).
Согласно пп. «з» п. 25 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории) (п. 19 Требований).
Согласно договору безвозмездного пользования нежилым зданием от ***, заключенным между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Валгусское сельское поселение в безвозмездное пользование учреждению переданы здания и помещения сельских домов культуры, расположенные по адресам:
- ***.
Аналогичный договор безвозмездного пользования нежилым зданием и помещением был заключен *** между учреждением и МУ Администрацией муниципального образования Валгусское сельское поселение.
*** утвержден паспорт безопасности вышеуказанного объекта культуры, которому присвоена 3 категория.
Ранее был утвержден паспорт безопасности Валгусского центрального сельского дома культуры *** (***).
При этом оборудование данного объекта (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение длительного времени не осуществлено.
В этой связи межрайонным прокурором 28.03.2024 начальнику МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» внесено представление об устранении нарушений закона ***/Прдп*** в отношении указанных 14 объектов культуры.
Согласно ответу МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» от *** *** нарушения закона не устранены.
В результате бездействия муниципального учреждения нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасные условия жизнедеятельности, воспитания, проведения досуга и культурного развития.
Неисполнением ответчиками указанного законодательства создаются предпосылки для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, совершения террористических акций.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом позиции прокурора, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения до 10.01.2025 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, судья
р е ш и л а:
Исковые требования Инзенского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности оборудовать объекты культуры системами экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного учреждения «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» по не оборудованию объекта культуры, расположенного по адресу:
***;
Обязать МБУ «Управление культуры и организации досуга населения» муниципального образования «Инзенский район» в срок до 10.01.2025 оборудовать системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, объекта культуры, расположенного по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья