Дело № 12-114/2022
№
РЕШЕНИЕ
25 мая 2022 года г. Владивосток Приморского края
Судья Первореченского районного суда г. Владивостока Логинова Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Курбатова Дмитрия Сергеевича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 21.10.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 21.10.2021 г. и.о. начальника Владивостокской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ДВ дирекции по управлению терминально-складским комплексом – СП Центральной дирекции – филиала ОАО «Российские железные дороги» Курбатов Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Курбатов Д.С., не согласившись с названным актом должностного лица административного органа, подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановления со ссылкой на его незаконность. Одновременно заявлено о применении ст. 2.9 КоАП РФ и признании правонарушения малозначительным.
В судебном заседании Курбатов Д.С. поддержал доводы, приведенные в жалобе. При этом само событие административного правонарушения не оспаривал.
Представитель административного органа, извещенный надлежащим образом, не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав заявителя жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3 утверждены санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СанПиН 2.1.3684-21» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п.п. 216, 220 СанПиН 2.1.3684-21 накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил. При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 г. № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
Согласно п.п. 6, 7 данного постановления накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Как следует из материалов дела, в рамках плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности ОАО «РЖД», проведенной должностными лицами Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора в период с 01.04.2021 г. по 03.06.2021 г., было произведено обследование территории ряда объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее – НВОС) и установлено следующее:
- на территории объекта НВОС № 05-0125-001020-П (п.п. <адрес>, адрес: <адрес>) выявлены места накопления отходов производства и потребления, в том числе лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, а также отходы в виде золы, мешков из полиэтилена, тары из под лакокрасочных изделий, бумаги, боя шифера и кирпича; накопление указанных отходов происходит на площадках, не оборудованных в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно, на открытом грунте без твердого покрытия и защиты от атмосферных осадков и ветров;
- на территории объекта НВОС № 05-0125-000455-П (адрес: <адрес>) выявлено, что емкость для накопления отходов производства и потребления, отходы золошлаковой смеси от сжигания углей малоопасные, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде кусков, несортированные, обрезь натуральной чистой древесины накапливаются на площадках, не имеющих твердое водонепроницаемое покрытие и не защищены от осадков;- на территории объекта НВОС № 05-0125-001018-П выявлено, что лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, хранятся в нарушение требований, установленных Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 г. № 2314.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Курбатова Д.С., исполнявшего на момент проведения проверочных мероприятий обязанности начальника Владивостокской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ДВ дирекции по управлению терминально-складским комплексом – СП Центральной дирекции – филиала ОАО «Российские железные дороги», оспариваемым постановлением должностного лица Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от 21.10.2021 г.; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с приложенными к нему фотоматериалами с места выявления правонарушения, которым при вынесении оспариваемого постановления была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
В ходе разбирательства настоящей жалобы нарушения требований природоохранного законодательства, выявленные в рамках проверки, проведенной должностным лицом административного органа, заявителем не оспаривались.
Вопреки доводам жалобы при проведении проверки нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ) административным органом допущено не было.
Так, в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ проверка была включена в ежегодный сводный план проведения плановых проверок, который размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет».
Доводы жалобы о нарушении срока проведения проверки опровергаются материалами дела, поскольку на основании ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ срок проведения проверки продлевался на 20 рабочих дней и в совокупности составил 40 рабочих, что соответствует требованиям указанного Федерального закона.
Ссылку в жалобе на то обстоятельство, что Курбатов Д.С. не является субъектом административного правонарушения нахожу несостоятельной ввиду следующего. Материалами дела подтверждено, что на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, главный инженер Курбатов Д.С. исполнял обязанности начальника Владивостокской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций ДВ дирекции по управлению терминально-складским комплексом – СП Центральной дирекции – филиала ОАО «Российские железные дороги», в обязанности которого согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 г. № 37, входит осуществление контроля за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплиной, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор.
Кроме того, из представленного ОАО «РЖД» по запросу суда приказа от 20.03.2020 г. № ДВ МЧС-3-107 «О распределении обязанностей между начальником Владивостокской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, его заместителями и главным инженером», следует, что в обязанности Курбатова Д.С., занимающего на постоянной основе должность главного инженера, входит организация в дистанции работы по выполнению, в том числе требований законодательства Российской Федерации о защите окружающей среды, природоохранной деятельности (п. 2.2.28).
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ Курбатов Д.С. является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности опровергается материалами дела об административном правонарушении, согласно которым Курбатов Д.С. лично присутствовал как при составлении протокола об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении.
С доводами жалобы о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности содеянного, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, их отсутствие само по себе не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении ответственного должностного лица к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения природоохранного законодательства.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Действия Курбатова Д.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Постановление о привлечении Курбатова Д.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере административного штрафа, установленного для должностных лиц.
Правовые основания, предусмотренные ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, для изменения размера административного наказания и назначения административного штрафа ниже низшего предела отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от 21.10.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Курбатова Дмитрия Сергеевича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Приморский краевой суд.
Судья Е.В. Логинова