Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2023 ~ М-101/2023 от 28.03.2023

Дело №2-108/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково                              18 апреля 2023 года

    Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., при участии пом. прокурора Оконешниковского района Омской области Гончаровой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Куломзинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области о признании бездействия в части не проведения технического обследования состояния здания незаконным и обязывании устранить нарушения закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Куломзинская средняя школа» Оконешниковского муниципального района Омской области о признании бездействия в части не проведения технического обследования состояния здания незаконным и обязывании устранить нарушения закона, указав в обоснование иска, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования, в ходе которой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания и сооружений МБОУ «Куломзинская СШ», надлежащим образом не осуществляется. Здание образовательной организации принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Оконешниковский муниципальный район», который несет бремя его содержания.

Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере образования является Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области.

Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Просил: признать незаконным бездействие МБОУ «Куломзинская СШ» по непроведению технического обследования состояния здания МБОУ «Куломзинская СШ» в соответствии с требованиями ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Обязать МБОУ «Куломзинская СШ» в срок до 31.12.2023 провести техническое обследование состояния здания МБОУ «Куломзинская СШ» в соответствии с требованиями ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании пом. прокурора Оконешниковского района Омской области Гончарова В.А. заявленные в иске требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Ответчик о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, с требованиями прокурора согласились.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и их удовлетворении в полном объеме исходя из следующего.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является, в том числе содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное, и нравственное развитие.

Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 28 Закона об образовании в Российской Федерации образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из подпунктов 8, 10 пункта 1 статьи 41 Закона об образовании в Российской Федерации охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с требованиями части 9 статьи 55.24 указанного Кодекса эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

Статьей 7 Федерального закона №384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон №384-ФЗ) установлено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36 Федерального закона №384-ФЗ).

Согласно пунктам 4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания(сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.

Вместе с тем, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания и сооружений МБОУ «Куломзинская СШ», надлежащим образом не осуществляется. Обследование используемых зданий и сооружений вопреки требованиям ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проведено.

Здание образовательной организации принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Оконешниковский муниципальный район», который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя его содержания.

Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере образования является Управление образования администрации Оконешниковского муниципального района Омской области.

Согласно статье 9 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам компетенции муниципального района относятся владение, пользование распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Таким образом, неисполнение требований действующего законодательства в части осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния, путем привлечения специализированной организации, может повлечь существенное нарушение прав учащихся образовательной организации, причинить вред их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами, права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В данном случае заявленные требования связаны с защитой прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, относящихся по правовому статусу к категории лиц, особо нуждающихся в социальной защите государства, с целью установления правового состояния, недопущения нанесения значительного ущерба правам и законным интересам несовершеннолетних детей.

Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.

В данном случае обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью обеспечения прав несовершеннолетних обучающихся на охрану жизни и здоровья.

Из выше приведенного, суд делает вывод об обоснованности требований прокурора.

Кроме того, в соответствии с нормами ст.103 ГПК РФ, которая указывает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Вместе с тем, в силу ст.333.36 НК РФ, суд полагает обоснованным ответчика от взыскания государственной пошлины в госдоход освободить, исходя из имущественного положения ответчика, его организационно-правовой формы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.55.24 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░ ░░ 31.12.2023 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░.55.24 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» - ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░             ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-108/2023 ~ М-101/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Оконешниковского района
Ответчики
МБОУ "Куломзинская СШ"
Суд
Оконешниковский районный суд Омской области
Судья
Трофименко Андрей Анатольевич
Дело на сайте суда
okoneshcourt--oms.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2023Подготовка дела (собеседование)
18.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2023Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее