Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2019 ~ М-121/2019 от 16.07.2019

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2019 года с. Кумух

Федеральный суд Лакского района республики Дагестан в составе:

Председательствующего Абакарова М.М.

При секретаре Шамхалове А.Г.

С участием помощника прокурора Лакской межрайонной прокуратуры Буттаева Р.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурор Лакской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, обратился в суд с иском к ФГАУ МФЦ в РД о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание.


УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лакской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, обратился в суд с иском к ФГАУ МФЦ в РД о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание.

В обоснование своих доводов пояснили, что 26.06.2019 г., в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в ФГАУ МФЦ в РД, обеспечивающего в Лакском районе предоставление государственных и муниципальных услуг, межрайонной прокуратурой выявлены нарушения закона.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Согласно ст. 2 указанного закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 15 указанного закона, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно п. 3.13 строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли.

Здание ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району, в нарушение требований действующего законодательства, гарантирующего права инвалидов, не обеспечено специальными приспособлениями - пандусы, перила и иное, что приводит к нарушению прав инвалидов и маломобильных групп.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Помощник прокурора Лакской межрайонной прокуратуры Буттаев Р.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Ответчик ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району ФИО4 в судебное заседание явилась, с исковыми требования согласилась.

В обоснование своих доводов пояснила, что они обращались генеральному директору ФГАУ МВЦ в РД составить сметную документацию для проведения ремонтных работ, в том числе для установления пандуса.

После того как поступить проектна-сметная документация в их адрес, будут проведены мероприятия по закупке необходимых материалов, для дальнейшего проведения ремонтных работ и устранение всех выявленных нарушений.

Соответчик ФГАУ МВЦ в РД на судебное заседание не явился их интересы представляет ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району.

Выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Проведенной Лакской межрайонной прокуратурой РД от 26.06.2019 года проверкой обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан здания ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району, расположенного по адресу: Лакского района, ул. с. Кумух ул. Сурхайхана 1 дом 21 установлены следующие нарушения: отсутствует пандус, имеющий ограждение с поручнем, для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп граждан, что препятствует доступу инвалидов, использующих кресла-коляски, в помещение данного магазина.

Из приложенной к акту проверки от 26.06.2019 года фотографии следует, что лестница здания по указанному адресу не оборудована пандусом, имеющим ограждение с поручнем.

Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.12.2014 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

То есть, законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Таким образом, из положений настоящего Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение где расположено ФГАУ МФЦ в РД, расположенного по адресу Лакский район с. Кумух Сурхайхана 1 дом 24, вытекающая из приведенных выше норм обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введенном с 16.07.2001г. Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.

В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м.

Анализ перечисленных выше норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, свидетельствуют о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидов).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд


РЕШИЛ:

Обязать ФГАУ МФЦ в РД по Лакскеому району, устранить допущенные нарушения закона путем установления пандуса и поручней при входе в здание ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району, расположенный по адресу: Лакский район с. Кумух Сурхайха1 дом, в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» и требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение составлено 06.08.2019.

Председательствующий:

2-108/2019 ~ М-121/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лакская межрайонная прокуратура РД
Ответчики
ФГАУ МФЦ в РеспубликеДагестан
ФГАУ МФЦ в РД по Лакскому району РД
Суд
Лакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Абакаров Магомедшапи Магомедович
Дело на странице суда
lakskiy--dag.sudrf.ru
16.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Подготовка дела (собеседование)
26.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2019Судебное заседание
06.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее