Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Назаровой А.А.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-797/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО6,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом 20643 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0616002:338, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 20377 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0616002:338.
Требования обоснованы тем, что указанное нежилое здание принадлежит административному истцу на праве собственности. По сведениям ЕГРН нежилое здание имеет назначение - нежилое, наименование - нежилое здание. Оно расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0616002:380 с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка. По данным технической документации здание имеет такие помещения, как комната отдыха, помещения, раздевалка, тамбуры, кабинеты, санузлы, душевая, коридоры, кухни, склад, цех, подсобное помещение. Здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и включение его в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект недвижимости передан в аренду ООО «УК Дом» за плату во временное пользование и владение в целях извлечения прибыли, здание может использоваться как офисный объект, поэтому министерство правомерно включило его в Перечни на основании п.3 ст.378.2 НК РФ.
Заинтересованные лица: ООО «УК Дом», Администрация г.о. Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
ООО «УК Дом» представило письменный отзыв.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0616002:338 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 20643, в Перечень на 2023 год - под пунктом 20377
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0616002:338 площадью 694,6 кв. м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Подшипниковая, д. 8, строение 2.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое здание, наименование - нежилое здание.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0616002:380, вид разрешенного использования которого «многоэтажная жилая застройка ( высотная застройка)», не подразумевает использование его в качестве размещения офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Административным истцом представлен технический паспорт, выполненный Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по состоянию на 15 ноября 2005 года, согласно которому в здании по адресу: г. Самара, ул. Подшипниковая, д. 8, строение № 2 на площади 694,6 кв.м расположены комната отдыха, помещения, раздевалки, санузлы, коридоры, тамбуры, цеха, подсобное помещение, склад, кабинеты, кухни.
Аналогичный технический паспорт поступил в суд по запросу в порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр Самарской области.
Помещения офисного или торгового назначения, объекты общественного питания или бытового обслуживания в экспликациях плана строения по материалам технического учета отсутствуют, помещения с названием «кабинеты» не тождественны помещениям с названием «офис».
Осмотр нежилого здания на даты утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводился.
Из пояснений представителя административного истца следует, что здание находится в аренде у ООО «УК Дом», основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Подтверждением этому является представленный договор аренды № 4 от 6 августа 2013 года о передаче в аренду ООО «УК Дом» комплекса имущества площадью 714,10 кв. м, в том числе здания площадью 694,6 кв.м для размещения офисов, производства и парковочных мест.
В указанном договоре не отражена площадь офисов и производственных помещений, вследствие чего определить площадь переданных офисов по договору невозможно и в отсутствие акта осмотра договор аренды не может быть принят в качестве доказательства фактического использования объекта недвижимости.
Согласно договору № 4/22 от 1.12.2022 года, согласно которому ООО «УК Дом» передано в аренду под производство 327, 1 кв. м, под складские и подсобные помещения-139,4 кв. м, под склад -36,2 кв. м, под вспомогательные помещения - 131,1 кв. м, под офис -42,6 кв. м, при этом площадь переданных под офис помещения составляет 6,13 %.
В связи изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни на 2022-2023 не соответствует ни одному критерию статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что здание передано в аренду на платной основе в целях извлечения прибыли не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку указанное обстоятельство не является критерием для включения объекта недвижимости в Перечни.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 20643 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0616002:338
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом 20377 нежилого здания с кадастровым номером 63:01:0616002:338
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024года.