Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4556/2024 от 26.02.2024

Судья: Волобуева Е.А.             дело N 33а-4556/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2024 года     г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Сивохина Д.А. и Мыльниковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Байкиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Васильев И.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 11 декабря 2023 г. по административному делу N 2а-134/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области о взыскании с Васильева Игоря Викторовича задолженности по налогам, по встречному исковому заявлению Васильев И.В. о признании незаконным решения №4 МИФНС России №18 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ г.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Васильева И.В. – Сотниковой Е.А., представителя Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области Максаковой О.А., представителя Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области Владимировой Е.В.

установила:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Васильева И.В. <данные изъяты> рублей, в том числе: налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рублей, штрафа в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ год; штрафов за налоговые правонарушения, установленные Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчеты по страховым взносам)): штраф в <данные изъяты>.

В обоснование иска указано, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, в его адрес налоговым органом были направлены налоговые уведомления. В нарушение ст. 23 НК РФ административный ответчик не произвел оплату налога в полном размере в установленный срок, в связи с чем, ему начислены пени, после чего в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, пени, в срок, которое до настоящего времени не исполнено. Поскольку задолженность по налогам за указанный период не оплачены, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, судебный приказ выдан, впоследствии отмене на основании заявления Васильева И.В., после чего налоговый орган обратился в суд с данным административным исковым заявлением.

Определением Самарского районного суда г.Самары от 26 сентября 2023 г. производство по делу прекращено в части заявленных требований о взыскании задолженности с Васильева И.В. по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ г. определением Самарского районного суда г.Самары к производству было принято встречное исковое заявление Васильева И.В. о признании незаконным решения №4 МИФНС России №18 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности Васильева И.В. за совершение налогового правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ г. определением Самарского районного суда г.Самары производство по настоящему делу № прекращено, в части заявленных требований в части взыскания с Васильева И.В. налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб.

В основание встречного административного искового заявления Васильев И.В. ссылался на то, что действия МИФНС №18 по Самарской области противоречат ст.220 НК РФ и нарушают его права и законные интересы, налоговым органом не учтены суммы фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества, с реализации которого, налоговым органом начислены спорные налоги, пени и штрафы.

Процессуальный срок для подачи административного искового заявления пропущен заявителем в связи с введением его в заблуждение налоговыми органами, так, огласно Решения УФНС России по Самарской области от 06.06.2022 №20- 15/19196@ имущественный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ, в сумме документально подтвержденных расходов на приобретение объектов недвижимого имущества, может быть представлен заявителю при подаче в Межрайонную ИФНС России №18 по Самарской области налоговой декларации по НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г.

На основании указанного Решения УФНС Самарской области, налогоплательщиком была подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ ДД.ММ.ГГГГ г. с приложением документов, подтверждающих имущественный налоговый вычет при продаже недвижимого имущества, что подтверждается письмом межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ г. государственный инспектор Кузнецова И.С. сообщила Васильеву И.В. о необходимости подачи корректировочной декларации, в связи с тем, что в поданной ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствовала информация о квартире с кадастровым номером , после чего она сама подготовила и заполнила корректирующую Декларацию.

По итогам проверки корректирующей налоговой Декларации, налоговым органом составлен Акт налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ г. Налогоплательщиком поданы возражения, так как принятые по декларации от ДД.ММ.ГГГГ., как достаточные, документы по корректировочной декларации налоговым органом не приняты. Декларации по форме 3-НДФЛ как за ДД.ММ.ГГГГ г. так и за ДД.ММ.ГГГГ г. приняты налоговым органом без доначислений, при этом налогоплательщиком, в качестве документов, подтверждающих право на вычет, представлены аналогичные документы.

Ссылаясь на вышеизложенное, Васильев И.В. просил признать незаконным решение № 4 МИФНС России №18 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ г., пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления о признании Решения №4 МИФНС России №18 по Самарской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, продлить.

Решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. административное исковое заявление налогового органа удовлетворено частично. С Васильева И.В. в доход государства взыскана задолженность ДД.ММ.ГГГГ г. по налогу на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей; пеня в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ г., штраф в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ г., штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главной 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчеты по страховым взносам)): штраф в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ г., а всего взыскана задолженность в размере <данные изъяты> рублей, а также государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. В остальной части административного искового заявления налогового органа. А также в удовлетворении встречного искового заявления Васильева И.В. отказано (т.2 л.д. 167-191).

В апелляционной жалобе Васильев И.В. выражает несогласие с решением суда, просит отменить, постановить по делу новый судебный акт которым в удовлетворении административного искового заявления отказать, встречные исковые требования удовлетворить (т.1 л.д. 195-201).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

В силу ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 409 НК РФ, плательщики налога на имущество физических лиц, уплачивают указанный налог по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает определенные сроки и процедуру взимания налогов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке, согласно 32 главе Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно ч. 3 ст. 70 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии со ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Согласно ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;

3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;

6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;

8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса;

9) физические лица - иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 настоящего Кодекса, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;

10) физические лица, представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, - в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если на момент уплаты налога в бюджет сумма налога превышает 650 тысяч рублей, то часть суммы налога, превышающая 650 тысяч рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, уплачивается отдельно от суммы налога в части, недостающей до 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы до 5 миллионов рублей включительно.

Уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий: сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками и (или) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса; общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, превышает совокупность суммы налога, исчисленной налоговыми агентами, суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, и суммы налога, исчисленной налоговым органом с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.

В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря 2018 года на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Васильев И.В. является плательщиком налога на доходы. В связи с чем, у административного ответчика возникла обязанность об уплате соответствующих налогов.

В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. выставлено требование № с предложением в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. погасить недоимку по налогам и начисленные пени, которое административным ответчиком оставлено без исполнения.

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы налога ответчиком в установленный срок уплачены не были, ДД.ММ.ГГГГ г. МИФНС № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ № о взыскании с Васильева И.В. задолженности на доходы, штрафа за налоговое правонарушение.ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Васильева И.В судебный приказ отменен.

ДД.ММ.ГГГГ. МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением без нарушения срока, установленного ст. 48 НК РФ.

Разрешая административные исковые требования налогового органа, районный суд, оценив в совокупности характер правоотношений сторон, их цели и правовые последствия, пришёл к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, подлежит взысканию налог на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ г., штраф в размере <данные изъяты> рублей за ДД.ММ.ГГГГ год, штрафы за налоговые правонарушения, установленные Главной 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчеты по страховым взносам)): штраф в размере <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ, а всего взысканию подлежит <данные изъяты> рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Встречные исковые требования Васильева И.В. оставлены без удовлетворения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, пи этом исходит из того, что они являются верными, подробно мотивированными со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Из материалов дела следует, что в отношении Васильева И.В. сформирован и произведен расчет НДФЛ автоматизированным методом в отношении доходов, полученных от продажи объекта недвижимости за ДД.ММ.ГГГГ год. Расчет НДФЛ сформирован по представленным в налоговый орган Управлением Росреестра по Самарской области сведениям из Единого государственного реестра недвижимости кадастра и картографии Российской Федерации на основании п.4 ст. 85 НК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением Васильевым И.В. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в срок, установленный пунктом 1 статьи 229 НК РФ, в соответствии с п. 1.2 с. 88 НК РФ налоговым органом произведен расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи в ДД.ММ.ГГГГ году следующих объектов:

-<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Общая сумма имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. ст. 220 НК РФ - 1 000 000 руб. Сумма облагаемого дохода - <данные изъяты> руб. <данные изъяты>). Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по Расчёту, составляет <данные изъяты> рублей (8 <данные изъяты>%).

По результатам камеральной налоговой проверки вышеуказанного Расчета НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ вынесено Решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Васильева И.В. к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму налоговых обязательств <данные изъяты> руб. (из них налог - <данные изъяты> руб., штрафы по ст. 119 НК РФ - <данные изъяты> руб., ст. 122 НК РФ - <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб.). Дата вступления в силу указанного решения ДД.ММ.ГГГГ г.

Указанная сумма налога подлежит уплате в бюджет в срок, предусмотренный статьей 228 НК РФ - не позднее <данные изъяты> г.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Налогоплательщик нарушил срок представления Декларации ДД.ММ.ГГГГ, то есть совершил налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Из материалов дела следует, что сумма штрафа за непредставление Декларации за ДД.ММ.ГГГГ г. по решению составляет <данные изъяты>.)

При проверке лицевого счета налогоплательщика установлено, что сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет в размере <данные изъяты> руб. по сроку уплаты – ДД.ММ.ГГГГ г. Васильевым И.В. не уплачена.

Данное нарушение влечет ответственность по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере <данные изъяты> от неуплаченной суммы налога (сбора), что составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>%).

В соответствии с п. 4 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки начисляются пени в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Сумма пеней на дату принятия оспариваемого решения ДД.ММ.ГГГГ г. составляла <данные изъяты> руб.

По результатам проверки вынесено Решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму налоговых обязательств <данные изъяты> руб. (из них налог - <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб., штраф - <данные изъяты> руб.) Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в УФНС России по Самарской области с жалобами.

Решениями УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ жалобы Васильевым И.В. о признании решения № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, были оставлены без удовлетворения.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

На основании положений пунктов 1 и 3 статьи 3 Налогового кодекса, противодействие злоупотреблениям в сфере налогообложения выступает одной из целей правового регулирования в данной сфере, реализация которой является необходимой для обеспечения всеобщности и равенства налогообложения, взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием, исключения произвольного налогообложения.

Налоговое законодательство в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, устанавливает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Отношения в сфере налогообложения доходов физических лиц регулируются главой 23 НК РФ, согласно положениям которой налог на доходы физических лиц - это соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (статья 225 НК РФ), объекты налогообложения - доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (пункт 1 статьи 209 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 201 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно статье 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснение налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ вводится Единый налоговый счет (далее - ЕНС), который представляет собой единую сумму расчётов налогоплательщика с бюджетом.

В соответствии с п. 4 ст. 11.3 Кодекса, ЕНС ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи (инвестиционного товарищества).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 263 - ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», сальдо ЕНС организации или физического лица формируется с 1 января 2023 года с учетом особенности, предусмотренных настоящей статьей, в порядке аналогичном по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей и излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, а так же о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтённых в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины.

В соответствии с п. 3 ст. 11.3 Кодекса, сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности.

Согласно п.8 ст.45 НК РФ, принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанностью их уплате;

3) пени;

4) проценты;

5) штрафы.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

В соответствии с п. 3 ст. 228 и.1 ст. 229 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 228 НК РФ, обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ, представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ (далее - налоговая декларация 3-НДФЛ).

На основании п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 НК РФ освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

В соответствии с п. 4 ст. 217.1 НК РФ, минимальный предельный срок- владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 НК РФ, то есть когда минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от которого освобождаются от налогообложения, составляет три года в случае, когда праве собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом РФ.

Если объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения таким объектом, доход от его продажи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

В соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с п.п. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.

Отказывая административному ответчику Васильеву И.В. в удовлетворении требований по встречному иску суд первой инстанции исходил из непредставления Васильевым И.В. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 г. в срок, установленный пунктом 1 статьи 229 НК РФ, в соответствии с п. 1.2 с. 88 НК РФ налоговым органом произведен Расчет НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи в ДД.ММ.ГГГГ г. следующих объектов:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Общая сумма дохода по Расчёту НДФЛ ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> руб. Общая сумма имущественного налогового вычета, предусмотренного пп.1 п. ст. 220 НК РФ - <данные изъяты> руб. Сумма облагаемого дохода - <данные изъяты> Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет по Расчёту, составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>

По результатам камеральной налоговой проверки вышеуказанного Расчета НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год вынесено Решение № ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения на общую сумму налоговых обязательств <данные изъяты> руб. (из них налог - <данные изъяты> руб., штрафы -<данные изъяты> руб. ( в т.ч. ст. 119 НК РФ - <данные изъяты> руб., ст. 122 НК РФ - <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб.).

Решениями УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жалобы Васильева И.В. на вышеуказанное решение оставлены без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ г. налогоплательщиком представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г. камеральная налоговая проверка завершена.

Налогоплательщик ДД.ММ.ГГГГ представил в Инспекцию уточнённую (корректирующую № 1) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2020 г.

В декларации по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. налогоплательщик отразил доход от продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

А также заявил имущественный налоговый вычет в сумме документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением вышеуказанных квартир, на общую сумму в размере <данные изъяты> руб.

Общая сумма дохода составляет <данные изъяты> руб. Сумма облагаемого дохода - <данные изъяты>. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составляет <данные изъяты> рублей.

Налогоплательщиком представлены копии следующих документов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ установлено, что налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1000000 рублей.

При этом согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.

В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что представленные налогоплательщиком копии квитанций к приходным кассовым ордерам о внесении денежных средств в кассу ООО «Строитель» не содержат указаний на основание и назначение платежа, оттиск печати ООО «Строитель» не соответствует печати, проставленной на договорах уступки прав требования и купли-продажи (где ООО «Строитель» является дольщиком и продавцом) о приобретении Васильевым И.В. объектов недвижимого имущества.

Следовательно, вышеназванные документы не могли быть учтены в качестве документов, подтверждающих расходы на приобретение вышеуказанных квартир.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства налогоплательщик неправомерно применил имущественный налоговый вычет в сумме документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением вышеуказанных квартир и занизил налогооблагаемую базу по налогу на доходы, а соответственно и сумму налога, исчисленные к уплате в бюджет.

По результатам проверки вынесено Решение № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ г. на общую сумму налоговых обязательств <данные изъяты> руб. (из них налог - <данные изъяты> руб., штраф - <данные изъяты> руб.) Не согласившись с указанным решением, Заявитель обратился в УФНС России по Самарской области с жалобами.

Решениями УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № от ДД.ММ.ГГГГ г. № Васильевым И.В. о признании решения № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным, были оставлены без удовлетворения.

Представленные заявителем с жалобами от ДД.ММ.ГГГГ б/н и от ДД.ММ.ГГГГ г. № б/н копии квитанций к приходным кассовым ордерам о внесении денежных средств в кассу ООО «Строитель» не содержат указаний на основание и назначение платежа, оттиск печати ООО «Строитель» не соответствует печати, проставленной на договорах уступки прав требования и купли - продажи (где ООО «Строитель» является дольщиком и продавцом) о приобретении Васильевым И.В. объектов недвижимого имущества.

Васильевым И.В. вместе с жалобами были представлены только договоры уступки прав требования, заключенные с ООО «Строитель» ИНН , платежные поручения на перечисление денежных средств застройщику, не представлены. В квитанциях в графе «основание» отсутствует какая-либо информация о назначении платежа. Данные квитанции судом не приняты в качестве доказательства, так как квитанция не отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об относимости и допустимости, копия приходного кассового ордера не содержит сведений в графе «основание» вследствие чего данный документ, по мнению суда, не позволяют идентифицировать конкретную сделку по договору. Таким образом, данные платежи не являются идентифицирующими. Следовательно, сумма фактически произведенных налогоплательщиком расходов не может быть подтверждена налоговым органом.

Так, из ответа ЗАО Компании «ВЛАДИМИР» исх.№<данные изъяты>. следует, что у ЗАО «Компания «Владимир» в ДД.ММ.ГГГГ были взаимоотношения с Васильевым И.В. по передаче ему в собственность квартир по договорам долевого участия в строительстве жилого дома в <адрес> Октябрьском районе г. Самары, в которые Васильев И.В. вступал по Договорам уступки прав требования. Предоставить документы, подтверждающие расчет между ЗАО «Компания «Владимир» и Васильевым И.В. по ДДУ не представляется возможным ввиду их отсутствия, т.к. расчеты между компанией и Васильевым И.В. не производились. Васильев И.В. принимал права по заключенным договорам долевого участия в строительстве на основании Договоров уступки прав требования, по которым на момент уступки первоначальным дольщиком была полностью выполнена обязанность по инвестированию строительства объекта. После ввода объекта строительства в эксплуатацию Васильеву И.В., как правопреемнику первоначального дольщика, в соответствии с ДДУ были переданы по актам приема-передачи квартиры.

Таким образом, документы, подтверждающие расходы Васильевым И.В., а именно платежные документы, подтверждающие оплату приобретенных у ООО «Строитель» объектов недвижимого имущества, не были представлены ни налоговому органу, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, а поскольку сумма фактически произведенных Васильевым И.В. расходов не подтверждена, следовательно, все начисления налогоплательщику произведены правомерно.

Доводы заявителя жалобы о том, что согласно штампа от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ г. камеральная налоговая проверка по декларации ДД.ММ.ГГГГ год по спорным сделкам завершена, сумма налога на доходы физических лиц подлежащего доплате на основании декларации составляет <данные изъяты> рублей, соответственно документы налогоплательщика приняты налоговым органом, судебной коллегией откланяются, поскольку налогоплательщиком был предоставлен иной пакет документов в ДД.ММ.ГГГГ году, доказательств того, что пакет документов имеет аналогичный состав в ДД.ММ.ГГГГ году (с аналогичными не идентифицирующими платежами) не представлено.

Кроме того, ссылки представителя административного истца по встречному иску на письмо МИФНС России № 18 по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ г., подписанное Заместителем начальника инспекции Мироновым А.Н. о завершении камеральной налоговой проверки декларации и оставшейся суммы налога на доходы физических лиц подлежащего к доплате в размере <данные изъяты> рублей, судом отклоняются, поскольку данное письмо не имеет юридической силы для признания незаконным оспариваемого решения, законность (незаконность) действий должностного лица направившее вышеуказанное письмо, не являются предметом рассмотрения настоящего дела. Кроме того, как установлено судом, и подтверждено под протокол судебного заседания представителем налогового органа, Инспекцией запрос об отмене Решения № от ДД.ММ.ГГГГ г. направлен не был.

Таким образом, при разрешении спора, судом первой инстанции, верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований и об отказе в удовлетворении встречных административных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.184, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Самарского районного суда г. Самары от 11 декабря 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева И.В. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

В мотивированной форме определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-4556/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
МИФНС России № 23 по Самарской области
Ответчики
Васильев И.В.
Другие
Сотникова Е.А.
МИНФС № 18 России по Самарской области
ЗАО Компания ВЛАДИМИР
ФНС России
Федеральная налоговая служба УФНС России по Самарской области
ООО Строитель
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.02.2024Передача дела судье
26.03.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее