К делу № 2-1905/2023
УИД № 01RS0006-01-2023-001815-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023Года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Тимошенко О.Н.
при секретаре Батове Р.Р.,
с участием помощника прокурора Тахтамукайского района РА Волкового К.Ю.
представителя ответчика Управления образования МО «Тахтамукайский район» Чеуж Ю.А., действующей на основании доверенности № 314 от 06.03.2023 года
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к Управлению образования МО «Тахтамукайский район», МБДОУ № 3 «Дэхэбын» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея обратился в суд с административным иском к Управлению образования МО «Тахтамукайский район», МБДОУ «Дэхэбын» об обязании Управление образования МО «Тахтамукайский район выделить денежные средства для приобретения МБДОУ № 3 необходимого оборудования, а именно: весов медицинских - 1 шт., ростомера или антропометра - 1 шт. - тонометра с возрастными манжетами в количестве - 2 шт., секундомер - 1 шт., оториноскопа с набором воронок - 1 шт., анализатора окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина - 1 комплект, аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма - 1 комплект, комплекта воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу) - 1 шт., носилок - 2 шт., травматической укладки - 1 комплект, термоконтейнера для транспортировки иммунобиологических препаратов - 1 шт., ширмы медицинской - 2 шт., сейфа для хранения медикаментов - 1 шт. и зондов желудочных разных размеров в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБДОУ № 3 приобрести оборудование, а именно весы медицинские - 1 шт., ростомер или антропометр - 1 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве - 2 шт., секундомер - 1 шт., оториноскоп с наборов воронок - 1 шт., анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определенней карбоксигемоглобина - 1 комплект, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма - 1 комплект, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат для искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) - 1 шт., носилки - 2 шт., травматическая укладка недоукомплектованная - 1 комплект, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов - 1 шт., ширма медицинская - 2 шт., сейф для хранения медикаментов - 1 шт. и зонды желудочные разных размеров в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «Тахтамукайский район».
В обоснование указал, что прокуратурой района с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по Республике Адыгея по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 3 «Дэхэбын», по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что оснащение медицинского блока МБДОУ № 3 не соответствует Стандарту оснащения из медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н.
Так, в медицинском блоке образовательного учреждения отсутствуют весы медицинские - 1 шт., ростомер или антропометр - 1 шт., тонометр с возрастными манжетами в количестве - 2 шт., секундомер - 1 шт., оториноскоп с набором воронок - 1 шт., анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина - 1 комплект, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма - 1 комплект, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) - 1 шт., носилки - 2 шт., травматическая укладка недоукомплектованная - 1 комплект, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов - 1 шт., ширма медицинская - 2 шт., сейф для хранения медикаментов - 1 шт. и зонды желудочные разных размеров.
Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств районного бюджета и соответственно осуществляет финансирование деятельности учреждения. Таким образом, Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» по отношению к МБДОУ № 3 является главным распорядителем денежных средств, что определяет объем его ответственности за выявленные в учреждении нарушения. Имущественная ответственность МБДОУ № 3 по своим обязательствам не освобождает Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
Вместе с тем, прокуратурой района 31.03.2023 в адрес МБДОУ № 3 внесено представление об устранении указанных в настоящем исковом заявлении нарушений, на которое 28.04.2023 был получен ответ от МБДОУ № 3 о том, что закупка необходимого оборудования производится по мере поступления финансовых средств.
Таким образом, настоящее исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц направляется в рамках компетенции с целью защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья, включая доступную и качественную медицинскую помощь в МБДОУ № 3.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил обязать Управление образования МО «Тахтамукайский район» выделить денежные средства для приобретения МБДОУ № 3 необходимого оборудования, а именно: весы медицинские, ростомер или антропометр, секундомер, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу), носилки, травматологическая укладка, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов, зонды желудочных разных размеров в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБДОУ № 3 приобрести оборудование, а именно: весы медицинские, ростомер или антропометр, секундомер, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу), носилки, травматологическая укладка, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов, зонды желудочных разных размеров в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «Тахтамукайский район».
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Управление образования МО «Тахтамукайский район» в судебном заседании уточненные исковые требования полагала обоснованными, не возражала против удовлетворения.
Ответчик МБДОУ № 3 «Дэхэбын» надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, суд о причинах не явки не извещен.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района с привлечением специалистов Территориального органа Росздравнадзора по Республике Адыгея по поручению прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 3 «Дэхэбын», по результатам которой выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде,
рационального природопользования.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающих^* включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 201! № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Согласно п. 4 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н, организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п. 9 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.
Согласно с п. 11 Порядка, помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).
Так, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что оснащение медицинского блока МБДОУ № 3 не соответствует Стандарту оснащения из медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н.
Так, в медицинском блоке образовательного учреждения отсутствуют: весы медицинские, ростомер или антропометр, секундомер, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу), носилки, травматологическая укладка, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов, зонды желудочных разных размеров, что также подтверждается актом проверки медицинского кабинета МБДОУ № № «Дэхэбын» от 05.07.2023 года.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Закона № 323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Как следует из ст. 160.2.1 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
В статье 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Согласно п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного субъектом РФ в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России.
Судом установлено, что Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств районного бюджета и соответственно осуществляет финансирование деятельности учреждения. Таким образом, Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» по отношению к МБДОУ № 3 является главным распорядителем денежных средств, что определяет объем его ответственности за выявленные в учреждении нарушения. Имущественная ответственность МБДОУ № 3 по своим обязательствам не освобождает Управление образования муниципального образования «Тахтамукайский район» от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.
31.03.2023 года прокуратурой района в адрес МБДОУ № 3 внесено представление об устранении нарушений, и согласно ответа от 28.04.2023 года, закупка необходимого оборудования производится по мере поступления финансовых средств.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого из указанного доказательства, представленного сторонами, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, суд полагает правомерным постановить решение, которым удовлетворить административный иск прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея к Управлению образования МО «Тахтамукайский район», МБДОУ № 3 «Дэхэбын» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Управление образования МО «Тахтамукайский район» (ИНН №) выделить денежные средства для приобретения МБДОУ № 3 «Дэхэбын» необходимого оборудования, а именно: весы медицинские, ростомер или антропометр, секундомер, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу), носилки, травматологическая укладка, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов, зонды желудочных разных размеров в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБДОУ № 3 «Дэхэбын» (ИНН №) приобрести оборудование, а именно: весы медицинские, ростомер или антропометр, секундомер, оториноскоп с набором воронок, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 4 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Aмбу- (мешок Амбу), носилки, травматологическая укладка, термоконтейнер для транспортировки иммунобиологических препаратов, ширма медицинская, сейф для хранения медикаментов, зонды желудочных разных размеров в течение трех месяцев с момента выделения денежных средств Управлением образования МО «Тахтамукайский район».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья О.Н. Тимошенко