Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-304/2023 от 11.07.2023

Дело № 21-304/2023

Судья Селендеева М.В.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

29 августа 2023 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Спирина Дениса Вадимовича – Николаева Д.О. на постановление главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору –начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Чувашской Республике № 61 от 27 апреля 2023 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республике от 23 июня 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации г.Чебоксары Спирина Дениса Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установила:

постановлениемглавного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору –начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Чувашской Республики № 61 от 27 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2023 года, глава администрации г. Чебоксары Спирин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник Спирина Д.В. – Николаев Д.О. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит постановление и решение отменить.

Проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Николаева Д.О., поддержавшую жалобу, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Спирина Д.В., извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 19.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 19.12.1994 № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлены полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Пунктом 1 части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

В силу пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – Правила от 16.09.2020 № 1479) правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Из материалов дела следует, что во время проверки материала ЖРП о 06.03.2023 по факту пожара, произошедшего в 18 часов 52 минуты 06.03.2023 в дачном доме, расположенном по адресу: <адрес>, СНТ <данные изъяты> участок , установлено, что на место пожара были направлены пожарные подразделения 6 ПСЧ и 7 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике. Во время следования на место пожара пожарный автомобиль АЦ-8,0-40 (53229) 6 ПСЧ 5 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Чувашской Республике не смог проехать по <адрес> и застрял около домов и по <адрес> в период времени с 19 по 20 часов 06.03.2023 вследствие ненадлежащей уборки проезжей части <адрес> часть расположена на землях населенного пункта с кадастровым номером , правообладателем земельного участка является муниципальное образование «г. Чебоксары - столица Чувашской Республики». Должностное лицо Спирин Д.В. не обеспечил выполнение требований пожарной безопасности ввиду ненадлежащего содержания (очистки) проезда на земельном участке с кадастровым номером в нарушение пункта 71 Правил от 16.09.2020 № 1479.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Факт совершения Спириным Д.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и виновность должностного лица подтверждены совокупностью представленных доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 6 апреля 2023 года, донесением о пожаре от 6 марта 2023 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26 апреля 2023 года № КУВИ -, письменными объяснениями сотрудников пожарной части ФИО1 от 9 марта 2023 года, ФИО2 от 8 марта 2023 года, ФИО3 от 8 марта 2023 года, показаниями ФИО1 в качестве свидетеля в судебном заседании 23 июня 2023 года, фотоматерилом, и иными.

Действиям должностного лица Спирина Д.В. дана правильная правовая оценка по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ; наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа.

В соответствии со статьей 23.34, частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении Спирина Д.В. составлен 6 апреля 2023 года уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Дело рассмотрено правомочным должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Довод заявителя о том, что проезд (дорога) по <адрес> была очищена, проверен судьей районного суда и обосновано отклонен – представленные в материалы дела доказательства, в том числе фотоматерилы, объективно свидетельствуют, что из-за значительного слоя неуплотненного снега, который не был убран с дороги, именно указанные недостатки в техническом содержании дороги не позволило пожарному автомобилю продолжить движение к месту пожара.

Доводы жалобы о том, что Спирин Д.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку нормативными актами органов местного самоуправления содержание дорог на территории города Чебоксары отнесено к полномочиям Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, организация этой деятельности возложена на заместителя главы администрации – руководителя означенного Управления, обеспечивается МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», которым заключен муниципальный контракт от 25.10.2022 с АО <данные изъяты> на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе <адрес> в зимний период, тщательно рассмотрены судьей районного суда и обосновано отклонены.

Повода не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Так, статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей 41 Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30.11.2005 № 40) администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики. Администрацией города Чебоксары руководит глава администрации города Чебоксары на принципах единоначалия.

В сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации города Чебоксары осуществляет общее руководство деятельностью администрации города Чебоксары, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации, осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Уставом и положением об администрации города Чебоксары. Спирин Д.В. является главой администрации города Чебоксары, осуществляющим свои полномочия на основе контракта, и обеспечивает осуществление администрацией города Чебоксары полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики (статья 43 Устава).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 23.12.2014 № 1788 утверждено Положение об исполнительно-распорядительном органе города Чебоксары - администрации города Чебоксары.

Данным Положением установлено, что обеспечение реализации полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Чебоксары федеральными законами и законами Чувашской Республики, является одной из основных задач Администрации (пункт 2.1). Администрация в целях реализации возложенных на нее задач выполняет функции, в том числе управляет муниципальным жилищным фондом, коммунально-бытовым хозяйством, службами благоустройства в соответствии с порядком, установленным Чебоксарским городским Собранием депутатов; обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования города Чебоксары (пункт 3.18). Администрацией руководит глава администрации города Чебоксары на принципах единоначалия, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Чебоксарского городского Собрания депутатов (4.1).

Cогласно пунктам 1.4.1, 1.2.13 распоряжения администрации г. Чебоксары ЧР от 30.01.2014 № 30-р «О распределении обязанностей между главой администрации города Чебоксары, его заместителями, главами администраций районов и начальником Заволжского территориального управления» глава администрации города Чебоксары обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах города Чебоксары, а также управляет и распоряжается муниципальным имуществом.

Земельный участок с кадастровым номером 21:01:030701:442, который является местом совершения рассматриваемого административного правонарушения, отнесен к категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «земли общего пользования в Калининском районе г. Чебоксары для их содержания и благоустройства», его правообладателем является муниципальное образование «г. Чебоксары – столица Чувашской Республики».

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Спирин Д.В. как должностное лицо Администрации, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, обладало необходимыми полномочиями и обязан был обеспечить соблюдение требования пожарной безопасности о надлежащем техническом содержании (в любое время года) дороги, являющейся подъездным путем к зданиям и сооружениям для пожарной техники.

В данном конкретном случае Спирин Д.В., являясь должностным лицом – руководителем органа местного самоуправления, соблюдение требований пожарной безопасности не обеспечил, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей.

Глава администрации г. Чебоксары Спирин Д.В. обеспечивает руководство деятельностью администрации города Чебоксары, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации города Чебоксары, несет ответственность за ненадлежащее техническое содержание (в любое время года) муниципального земельного участка с кадастровым номером <адрес>.

Возложение нормативными актами местных органов власти части функций на Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», также заключение контракта с АО «Дорэкс» не исключают полномочий администрации г. Чебоксары на обеспечение мер первичной безопасности на подведомственной территории, не исключат обязанности руководителя органа местного самоуправления на принципах единоначалия Спирина Д.В. обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности, и не свидетельствуют о необоснованном привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Спирина Д.В. к административной ответственности не нарушены.

Основания для удовлетворения жалобы и отмены (изменения) обжалуемых актов не установлены.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора г.Чебоксары по пожарному надзору –начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Чувашской Республики № 61 от 27 апреля 2023 года и решение судьи Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республике от 23 июня 2023 года, вынесенные в отношении главы администрации г.Чебоксары Спирина Дениса Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Спирина Д.В. – Николаева Д.О.– без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

21-304/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Глава администрации г.Чебоксары Спирин Денис Олегович
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Голубев А.В.
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
11.07.2023Материалы переданы в производство судье
29.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Дело оформлено
04.09.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее