Судья: Саломатин А.А. Дело № 33а-9891/2020
УИД: 63RS0037-01-2020-002082-81
Дело № 2а-1161/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей - Сивохина Д.А., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Середкиной О.А.,
с участием прокурора – Золиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Деминой Е.Е. на решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Деминой Е.Е. и ее представителя Шатилова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары - Комарова А.А. и Шевырина Е.К. (по доверенности), заключение прокурора отдела Самарской областной прокуратуры, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 23 июня 2020 г. N 232 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва.
Демина Е.Е. обратилась в избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара по одномандатному избирательному округу № 14, в порядке самовыдвижения, представив необходимые документы и сведения для регистрации.
Согласно итоговому протоколу проверки представленных Деминой Е.Е. подписных листов от 07 августа 2020г. все 14 подписи избирателей признаны недействительными по основаниям, предусмотренным подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по мотиву нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации подписных листов не соответствующих утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области от 28 июня 2020 г. №16, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования, а именно отсутствие в подписных листах указания наименования субъекта Российской Федерации – «Самарская область».
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара (далее – ТИК № 14) от 11 августа 2020 г. № 170 отказано в регистрации кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Деминой Е.Е., выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 14.
Демина Е.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 11 августа 2020 г. № 170 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Е.Е. Деминой», возложении на административного ответчика обязанности по ее регистрации в качестве кандидата в депутаты, ссылаясь на нарушение прав и отсутствие законных оснований для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, поскольку все необходимые документы и сведения представлены своевременно и в полном объеме.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020г. в удовлетворении административного искового заявления Деминой Е.Е. отказано.
С указанным решением не согласилась Демина Е.Е., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Демина Е.Е.и ее представитель Шатилов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары - Комаров А.А. и Шевирин Е.К. (по доверенности) в судебном заседании возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Прокурор отдела прокуратуры Самарской области в заключении полагал, что решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24 декабря 2019 г.) (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 №142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона). (пункт 1 часть 2 статья 37 Закон Самарской области от 31 декабря 2019 №142-ГД).
Согласно пункту 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лицах, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 27 июля 2020г. Деминой Е.Е. в окружную избирательную комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 14.
3 августа 2020г. Деминой Е.Е. в Комиссию представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, в количестве 1 папка, 7 листов, 14 подписей избирателей.
04 августа 2020г. рабочая группа по приему и проверке документов с участием Деминой Е.Е. провела проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата, и установила, что кандидатом Деминой Е.Е. представлено 14 подписей на 7 листах в 1 папке.
В соответствии с частью 8 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД проверялись все подписи избирателей, представленные кандидатом.
Согласно итоговому протоколу, составленному по результатам проверки подписных листов кандидата Деминой Е.Е., 14 подписей избирателей, содержащихся в представленных подписных листах, признаны недостоверными (недействительными).
Копия итогового протокола передана Деминой Е.Е. 08 августа 2020г.
Решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 11 августа 2020г. № 170 Деминой Е.Е. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 14 по мотивам нарушения положений действующего законодательства в части представления для регистрации подписных листов не соответствующих утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020г. №16, образцу в части правильного указания наименования представительного органа муниципального образования – отсутствия в данных подписных листах указания наименования субъекта Российской Федерации – «Самарская область».
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному Федеральному закону.
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012г. № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 8.1 статьи 37 вышеуказанного Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных данным Федеральным законом, организующая выборы комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся, в данном случае, указания представительного органа муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
Во исполнение вышеуказанных требований Федерального закона Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области принято решение от 28 июня 2020г. № 16 «Об утверждении образца заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва». Данное решение опубликовано в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно утвержденному Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области в рамках компетенции и в соответствии с требованиями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ образцу заполнения подписного листа, в форме подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва 13 сентября 2020г. должно быть указано следующее наименование представительного органа муниципального образования: «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области».
Судом установлено, что в представленных Деминой Е.Е. подписных листах в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара».
Все 14 подписей избирателей признаны недействительными в связи с тем, что форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002г. №67-ФЗ.
Достоверными признано 0 подписей избирателей, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД недостаточно для регистрации кандидата.
Подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» предусмотрено, что недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для принятия решения об отказе в регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме; недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что сведения, утвержденные в соответствии с положениями пункта 8.1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ организующей выборы избирательной комиссией в образце заполнения подписного листа, являются неотъемлемым элементом формы подписного листа, определенной приложением 8 к Федеральному закону. Несоответствие подписного листа данному образцу прямо указывает на несоответствие такого подписного листа форме подписного листа в целом.
Как установлено судом, в подписных листах, представленных административным истцом, в наименовании представительного органа указано: «Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020г. № 16 образцу заполнения в данной части подписного листа, а, следовательно, и самой форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства и учитывая положения пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД, согласно которому недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что правовые и фактические основания для признания незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 11.08.2020 года № 170 и возложения обязанности зарегистрировать Демину Е.Е. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва по одномандатному избирательному округу № 14 отсутствуют, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подписные листы изготовлены по форме, в точности соответствующей приложению № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которой после слов «выборы депутатов» указывается «наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования», не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку для признания подписей недействительными, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 Федерального закона, а не Уставу муниципального образования.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного Территориальной избирательной комиссией Самарского района города Самары Самарской области соответствует Уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
В данном случае, исходя из положений подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, существенное значение имеет соответствие подписного листа образцу его заполнения, утвержденному согласно пункту 8.1 статьи 37 данного Федерального закона.
При этом судом первой инстанции не установлено, что наименование представительного органа в образце заполнения подписного листа, утвержденного Территориальной избирательной комиссией Самарского района г.Самары Самарской области, не соответствует Уставу Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области.
В связи с вышеизложенным судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик утвердил противоречащий Федеральному закону № 67-ФЗ и Уставу Самарского внутригородского района г.о. Самары Самарской области образец заполнения подписного листа.
При этом, судебная коллегия отмечает, что Решение Территориальной избирательной комиссии Самарского района города Самары Самарской области от 28 июня 2020г. № 16 об утверждении образца заполнения подписного листа не оспорено и незаконным не признано.
Доводы о том, что в данном случае нет оснований полагать, что указанное в подписных листах наименование представительного органа могло ввести в заблуждение поддержавших кандидата избирателей относительно того, на выборах в какой именно представительный орган местного самоуправления они поддерживают кандидата, правового значения не имеют в силу того, что административным истцом нарушена форма подписного листа, что является самостоятельным и безусловным основанием для признания подписей недействительными.
Вопреки доводам апелляционной жалобы указание в подписных листах полного наименования представительного органа муниципального образования (с указанием субъекта Российской Федерации, в котором проводятся выборы соответствующего представительного органа муниципального образования), направлено как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона.
Данное толкование вышеприведенных норм права соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012г. N 658-О.
Ссылки Деминой Е.Е. и ее представителя на постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 26 августа 2020г. № 265/1955-7 судебной коллегией отклоняются по вышеприведенным мотивам, а также учитывая, что в данном случае отказ связан не с неправильным указанием наименования представительного органа муниципального образования, а с несоответствием представленных подписных листов форме их заполнения в части касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования.
Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдума граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016г.) несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, в связи с чем расширительного толкования в части требований установленных к форме заполнения подписных листов не может быть. Форма подписного листа при его заполнении должна быть обязательно соблюдена.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты Деминой Е.Е. формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 названного выше Федерального закона недействительность всех подписей избирателей в представленных данным кандидатом подписных листах.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.
Разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 20 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Деминой Е.Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи -
Копия верна. Судья -