Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-619/2020 (2-3785/2019;) ~ М-4041/2019 от 17.12.2019

УИД 77RS0016-01-2019-009826-03

Дело № 2-621/2020                      18 февраля 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи     Пановой А.В.

при секретаре     Совхоз Ф.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волховстроевского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости,

у с т а н о в и л:

Волховстроевский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») об обязании обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что Волховстроевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму на железнодорожной станции Тальцы-Мологское, в ходе которой установлены нарушения закона в деятельности ОАО «РЖД». В соответствии с Реестром категорированных объектов транспортной инфраструктуры 09.07.2013 железнодорожная станция ЖСТ Тальцы-Мологское включена в Реестр, ей присвоена 3 категория. В нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований с антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 ОАО «РЖД» не обеспечило проведение в установленный законом срок дополнительной оценки уязвимости данной станции. Данное нарушение обеспечения транспортной безопасности создает прямую угрозу транспортной безопасности и может привести к потенциально опасным последствиям в виде актов незаконного вмешательства, направленных против безопасности на железнодорожном транспорте. Прокурор просил обязать ОАО «Российское железные дороги» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инстанции – железнодорожной станции .......

С аналогичными исками прокурор обратился в отношении железнодорожных станций: .......

Гражданские дела по указанным искам в соответствии со статьей 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица Федеральное агентство железнодорожного транспорта в лице Северо-Западного территориального управления.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.

Представитель ответчика по доверенности Бурмистров И.Ю. в судебное заседание явился, представил письменные возражения, согласно которых оснований для проведения дополнительной оценки не имеется, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляло, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ Волховстроевской

транспортной прокуратурой проводилась проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего транспортную безопасность и антитеррористическую защищенность объектов транспортной инфраструктуры, в ходе которой прокурором было направлено ОАО «Российские железные дороги» Требование о предоставлении информации в отношении железнодорожных станций в части проведения дополнительной оценки уязвимости (л.д. .......)

    На данное Требование ДД.ММ.ГГГГ ответчиком была предоставлена информация, из которой следует, что дополнительная оценка уязвимости станций ....... не была проведена (л.д........).

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей.

Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе железнодорожные станции.

Согласно пункта 1, пункта 10 статьи 1 указанного Федерального закона под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности").

При этом согласно пункта 9 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с частью 2 указанной статьи к числу основных задач обеспечения транспортной безопасности относятся, в частности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

Как следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В пункте 6 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" содержится понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, под которой понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Таким образом, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 Требования по обеспечению транспортной безопасности применялись до момента издания соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 N 495 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации, утвержденные им требования вступают в силу с 1 июля 2017 года.

До 01.07.2017 года меры по защите объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства регламентировались Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минтранса России от 08.02.2011 №43.

Соответственно, с указанной даты Приказ Минтранса России от 08.02.2011 N 43 применению не подлежал. Впоследствии он также был признан утратившим силу на основании Приказа Минтранса России от 03.10.2017 N 403.

После вступления в силу новых требований ОАО «РЖД» не исполнило возложенную на него законодательством обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости указанных прокурором железнодорожных станций с учетом произошедших изменений.

Согласно пункта 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 Порядка в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

-изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования);

-изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства;

- изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства;

- определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3.1.2 Порядка результатом изучения системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

С учетом значимых для проведения оценки уязвимости обстоятельств в пункте 9 указанного Порядка закреплено, что при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а для акватории морского порта, в том числе при изменении границ акватории морского порта в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 5 Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495, при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.

Таким образом, ответчик возложенную на него обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости в установленный срок не выполнил, в связи с чем, суд полагает возможным возложить на ответчика исполнение данной обязанности в судебном порядке.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

В соответствии с частью 3 указанной статьи результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Данная государственная услуга по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с Административным Регламентом, утвержденным Приказом Минтранса России от 09.08.2012 N 292.

Реализация устаревших требований к транспортной безопасности в плане транспортной безопасности без дополнительной проверки уязвимости не отвечает требованиям безопасности и может привести к необратимым последствиям.

Суд считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок для исполнения решения суда в течение 11месяцев, учитывая, что ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием, со строго регламентированной деятельностью путем разработки и утверждения Инвестиционной программы и годовых бюджетов, а также необходимость при заключении договора со специализированными организациями на выполнение услуг соблюдать требования Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отельными видами юридических лиц».

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден на основании пп.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере ....... руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Обязать ОАО «Российские железные дороги» обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций ....... в течение 11 (одинадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлины в доход местного бюджета сумме ....... руб.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

.......

2-619/2020 (2-3785/2019;) ~ М-4041/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волховстроевский транспортный прокурор
Ответчики
Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "РЖД"
Другие
Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Суд
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Панова А. В.
Дело на сайте суда
kbs--spb.sudrf.ru
17.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2019Передача материалов судье
17.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2020Дело оформлено
24.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее